В Общественной приемной Главы Республики Коми по г. Инте прошла прямая линия, посвященная Всемирному дню защиты потребителей.
В качестве эксперта прямой линии выступила главный специалист-эксперт Территориального отдела управления Роспотребнадзора по РК в г. Воркуте Светлана Анашкина. Она рассказала о последних изменениях законодательства, связанного с защитой прав потребителей, дала ряд консультаций и разъяснений по интересующим интинцев вопросам.
Как сообщила представитель Роспотребнадзора, в минувшем году несколько изменилась нормативная база, регулирующая защиту прав потребителей. В частности, с 1 января 2021 года введены новые правила продажи товаров. Ранее действующие «Правила продажи отдельных видов товаров» заменил новый документ «Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи». Он разработан в соответствии с законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и регулирует отношения между продавцом и покупателем при продаже товаров по договору розничной купли-продажи, в том числе при дистанционном способе торговли.
В новых правилах были сохранены ранее действующие нормы, закрепляющие ключевые права потребителей и обязанности продавцов относительно доведения информации о товаре, выдаче (направления в электронном виде) кассового или товарного чека, контрольного взвешивания или измерения товаров, размещение текста правил в наглядной и доступной форме по месту обслуживания потребителей.
Однако между старым и новым документом есть ряд различий. Так, в новой редакции правил нет требований о наличии в торговой точке Книги отзывов и предложений. Ее ведение теперь отдано на усмотрение руководства предприятия. Однако обязанность реагировать на заявления покупателей с продавца не снимаются. В новых правилах закреплена прямая его обязанность в случае поступления претензии потребителя направлять ему ответ в отношении заявленных требований. Речь идет, конечно, не о человеке, стоящем за прилавком, а юрлице или индивидуальном предпринимателк, который осуществляет торговую деятельность в данном объекте, напомнила Светлана Анашкина.
В ранее действующих правилах было прописано, что по требованию покупателя торговая организация должна предоставлять документы, подтверждающие качество, происхождение и безопасность товара, в новой редакции эта норма аннулирована. Само наличие таких документов по-прежнему остается обязательным, но предъявлять рядовым гражданам продавец их не обязан. Впрочем, вся информация, способная заинтересовать покупателя должна быть предоставлена на упаковке товара. Данное условие остается в силе.
Также новые правила содержат пункт, в соответствии с которым на торговых объектах (за исключением мест, не предназначенных для свободного доступа) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотосъемки товара. Таким образом, каждый потребитель вправе зафиксировать, например, при помощи камеры мобильного телефона те нарушения, с которыми столкнулся в торговой точке.
Изменениям подвергся перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену, если они не подошли по форме, размеру, расцветке, габаритам или комплектации. В новых правилах провели корректировку формулировок. В ранней редакции обмену не подлежали технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки, и далее следовал их длинный перечень, начиная от металлорежущих станков и заканчивая карманными часами. В новых правилах формулировка стала более компактная и в то же время охватывающая всю продукцию данного вида. В результате теперь не подлежат обмену исправные и без изъянов технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее 1 года. Здесь можно говорить о значительном улучшении положения потребителя, так как торговые предприятия часто выставляют сроки гарантии в 6 месяцев, подчеркнула эксперт прямой линии.
Также в пользу потребителя изменили пункт того же перечня, касающегося товаров, отпускаемых на метраж, вместо этой формулировки введена новая – «цена которых определяется за единицу длины». Данная поправка решает, например, такой актуальный вопрос, как возврат лишнего рулона обоев. Далеко не все продавцы идут навстречу покупателю, ссылаясь на то, что этот товар «метражный». Теперь же отказ принять его у потребителя будет не обоснован и противозаконен.
Вопрос о возврате товара надлежащего качества достаточно актуален, им интересовался не один обратившийся на прямую линию. Каждый из них получил соответствующую ситуации консультацию. Светлана Анашкина напомнила интинцам о некоторых нюансах такой процедуры. Так, потребитель имеет право на возврат непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Возврат товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
Фото автора