В дошкольных образовательных организациях продолжаются мероприятия в рамках муниципального конкурса «Воспитатель года — 2016».
На дворе март, то засыпающий город пушистым снегом, то озаряющий дома и улицы яркими солнечными лучами. Все напоминает о приближающейся весне, пробуждая в нас желание обновления, заряжая позитивом и доброй энергией. Настроение взрослых, безусловно, передается и нашим детям. А они всегда готовы идти за увлеченным наставником, если он предлагает интересное увлекательное занятие.
— Именно это мы и хотим увидеть в работе наших коллег, конкурсанток «Воспитателя года-2016», — прокомментировала участник организационного комитета мероприятия Мария Березина. — Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предъявляют к педагогу требования организовать педагогическую деятельность таким образом, чтобы ее содержание исходило от инициативы детей, их любознательности, активности.
На втором этапе конкурса соперницам предложено показать педагогическое мероприятие с детьми в рамках той концепции, которая была представлена этапом раньше. Что же необычного предложили воспитатели своим малышам? Чем увлекли? Чему научили?
Шестилетние воспитанники Татьяны Слеповой (детский сад «Северное сияние») любят путешествовать по стране Математики. В этот раз перед детьми вновь встала задача правильно выполненными заданиями расколдовать жителей королевства. Со всей серьезностью ребята строили лесенки из палочек Кьюзенера, сравнивая их по длине и составляя определенную длину из нескольких меньших. Из блоков Дьенеша возводили дома и здания, между делом закрепляя знания о цвете и других сенсорных эталонах, вспоминали порядок чисел и дней недели, с помощью своих знаний о месяцах года смогли сложить волшебный круг — календарь.
— Каждый ребенок в непосредственной деятельности развивается в индивидуальном темпе, нет давления, нет жестких требований: делай так, а не иначе, — вот основной принцип дошкольной педагогики в нынешнее время. Если малыш ошибается, он сам находит неточность или причину, почему не получается достичь желаемого, а педагог его только направляет или предлагает способы решения задачи, — рассказывает участник конкурса Маргарита Щур из детского сада поселка Верхняя Инта. Воспитатель развивает у детей мелкую моторику рук при помощи техники оригами. Детишки с удовольствием наполняли импровизированное морское дно разноцветными раковинами, которые получаются, если картонный круг сложить пополам. Как же не просто трехлетним малышам справиться с заданием золотой рыбки! Но отступать от трудностей никто не хочет. В итоге — в группе появляется еще один игровой уголок, где, действуя с предметами, дети закрепляют их названия, цвет, форму, величину, учатся ориентироваться на плоскости.
Здоровье детей — что может быть важнее? Сегодня как никогда актуальна задача его сохранения и укрепления. В работе педагогов дошкольных организаций на лидирующие позиции наряду с использованием образовательных, выходят и здоровьесберегающие технологии. Научить детей и родителей бережно относиться к себе, своему здоровью, приобщать к занятиям физической культурой и спортом, формировать привычку активного и здорового образа жизни — приоритеты в работе воспитателей Светланы Владимировой (детский сад «Ласточка») и Марины Александровой (детский сад «Белочка»). Педагоги представили членам жюри конкурса совместную работу детского сада и семьи через организацию спортивного досуга. Конечно, такие мероприятия всегда положительно эмоциональны, радостны, наполнены ребячьим смехом, здоровым азартом и желанием соревноваться.
— Однако за эмоциональной завесой досуга стоит систематическая образовательная деятельность: дети владеют техникой работы с мячом, выполняют общеразвивающие движения, учатся метать, прыгать. Одно из важных универсальных учебных действий будущих школьников — умение слушать и слышать педагога, воспринимать и запоминать правила и действовать согласно им, — анализируют результат работы воспитатели.
Ольга Степанова (детский сад «Радуга») и Оксана Кравчук (детский сад «Сказка») растят в своих группах настоящих знатоков природы. В диалоге Чебурашкой и крокодилом Геной детишки рассуждали о том, есть ли у зверей дома, как они их строят, почему птицы вьют гнезда высоко на деревьях, а кроты живут в земле?
— Метод рассуждения очень хорош для активизации умственной и речевой деятельности пятилеток, — считает Ольга Владимировна. — Дети спорят, доказывают, ошибаются, ищут ответы на вопросы. А если мы все вместе затрудняемся ответить — обращаемся к словарям, энциклопедиям, тем самым показываем ребятам источники достоверной информации.
Юннаты старшей группы Оксаны Андреевны изучают следы диких животных и птиц Крайнего Севера. Для этого в группе собраны коллекции открыток, фотографий, детсадовская полочка «умных» книг пополняется познавательной литературой, которую дети приносят из дома. Как и чем живут дошколята в селах? В образовательной программе детского сада пст Абезь акцент сделан на региональный компонент. Дети изучают коми язык, приобщаются к коми культуре и традициям, изучают свою малую родину: рядом река, тундра, оленеводческие участки. Обучение не по книгам и картинкам, а через непосредственную ежедневную деятельность селян. Воспитатель Елена Батманова представила на конкурсе видеозапись педагогического мероприятия, на котором детишки рассказывали стихи о России и Республике Коми, из разноцветных лент делали аппликацию флагов страны и республики, что станет украшением группы и пригодится для использования на праздниках.
В каждом педагогическом коллективе обязательно найдется хотя бы один педагог, который увлеченно занимается художественным творчеством: рисует, лепит, шьет, вяжет… Такие мастерицы трудятся и в интинских детских садах. В этом году два педагога — Елена Кривцова (детский сад «Белочка») и Галина Подалко (детский сад «Сказка») представили на конкурс организацию творческой деятельности детей. Под руководством Галины Вадимовны на базе старшей и подготовительной групп работает кружок юных мастеров. Дошколята, объединившись в пары, во время занятия изготовили куклы-обереги. Работа в парах учит детей договариваться, согласовывать свои действия, принимать общее решение, нести ответственность за конечный продукт творчества. — Дети любят входить в роль маленьких художников и рисовать. И, как известно, рисуют любыми средствами: карандашами, красками. Я старюсь разнообразить спектр материалов для художества, предлагая использовать ватные диски и палочки, крупу и соль, семечки и губки для мытья посуды, — дала анализ своей работы Елена Николаевна. — Рисунки получаются полуобъемными, разнофактурными, более «живыми». Сегодня мы рисовали ежа, и ни одна работа не похожа другую работу. Это и есть творческое начало.
Второй этап конкурса завершается, и совсем скоро мы увидим его участниц на следующем испытании — матер-классах. Всем удачи!