Следственный отдел и Роспотребнадзор разъяснили интинцам, как они могут защитить свои права в сфере торговли и предоставления услуг.
В интинском филиале общественной приемной главы Республики Коми прошла «прямая линия» на тему «Ответственность за некачественные товары и услуги». В ней приняли участие руководитель следственного отдела по г. Инте Александр Киселев и представители Роспотребназора по РК в г. Воркуте – заместитель начальника территориального отдела Светлана Живицкая и ведущий специалист- эксперт Светлана Анашкина.
В основном на «прямую линию» поступали обращения по поводу некачественных продуктов, которые не являются такой уж редкостью на прилавках местных магазинов. И если в некоторых торговых точках это просто «просрочка», то в других можно столкнуться с товаром с правильными сроками изготовления, годности, но испорченным. Также были нарекания на откровенные подделки, например, сливочное масло, состав которого далек от требуемого, а цена соответствует натуральному продукту.
Внимательность, к которой постоянно призывают потребителей представители Роспотребнадзора, выручает не всегда. Поэтому эксперты проконсультировали интинцев, как им действовать в подобных ситуациях.
– В соответствии с законом «О защите прав потребителей» и правил продажи отдельных видов товаров до того момента, когда товар будет выложен на прилавок, продавец должен провести предпродажную подготовку, то есть проверить наличие документов на товар, информацию на товаре, чтобы они соответствовали предъявляемым требованиям, и провести внешний осмотр товара. Только после этого он может быть предложен покупателю, если никаких проблем в ходе осмотра не было выявлено.
Если вы дома выяснили, что товар не соответствует предъявляемым требованиям, вам необходимо в обязательном порядке обратиться в торговое предприятие, не выбрасывать этот продукт, а предъявить его для того, чтобы вам была возращена уплаченная денежная сумма. В этой ситуации желательно наличие кассового чека, но это необязательно. Отсутствие кассового чека не является основанием для отказа для рассмотрения вашего обращения.
Как отметили представители Роспотребнадзора, данная процедура обязательна. В мае 2017 года были внесены изменения и дополнения в 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля» в плане оснований для проведения внеплановой проверки в части нарушения прав потребителей. В соответствии с ним покупатель может обратиться в надзорный орган только в случае, если выставленные предварительно претензии продавцу не были удовлетворены. При этом речь идет не о человеке за прилавком, а о самой торговой организации, ее руководстве.
Доказательством обращения может быть письменная претензия. Она составляется в двух экземплярах и резервируется в администрации торговой точки. Если в магазине претензию отказываются принимать, то документ нужно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Свой экземпляр покупатель должен, естественно, иметь на руках.
Запись же в книге отзывов не решает проблемы, так как ее можно заменить в любой момент. Лучше направлять претензию, рекомендуют специалисты Роспотребнадзора.
Вопросы на «прямую линию» поступали и по поводу непродовольственных товаров. В частности, интинцев интересовало, насколько правомерно требование продавца сохранять упаковку. Это предупреждение мы слышим каждый раз, когда покупаем бытовые приборы, сложную технику, и вынуждены искать место на антресолях и балконах для коробок, пакетов, пенопласта.
– Если в приобретенном товаре возникли какие-либо проблемы, в товаре обнаружен недостаток, то требование о сохранении упаковки законных оснований под собой не имеет.
Требование о сохранении упаковки, первоначального товарного вида изделия правомерно только в ситуации, когда мы обращаемся по вопросу обмена товара надлежащего качества. В этой ситуации мы должны сохранять упаковки, оберточные материалы, ленты, ярлыки и т. д. То есть мы должны вернуть изделие в первоначальном товарном виде, – сообщили специалисты Роспотребнадзора.
Также к разряду неправомерных можно отнести отказ продавца принять назад остатки рулонов обоев, не использованных в ходе ремонта. Однако в данном случае необходимо говорить не о возвращении товара, а об обмене, предупредили эксперты.
– В соответствии с 25 статьей закона «О защите прав потребителей», нам с вами, как потребителям, предоставлено право обратиться за обменом товара надлежащего качества, который не подошел по форме, размерам, расцветке, габаритам, комплектации и иным подобным основаниям. Обязательным условием для реализации этого права является установленный срок – 14 дней, не считая дня покупки. Только в течение этого времени мы можем требовать обмена. Вам необходимо обратиться в торговое предприятие и заявить свое требование об обмене непотребовавшихся рулонов обоев на какой-либо другой товар. Если это не будет сделано, требование ваше не будет удовлетворено, то далее имущественный спор может быть решен только в судебном порядке. Иного варианта решения проблемы нет.
Некачественными могут быть не только товары, но и услуги. Об этом также шла речь на прошедшей «прямой линии». Какими бы услуги ни были: косметического салона, стоматологического кабинета, компании по ремонту и т. д. – они не должны представлять угрозу для жизни и здоровья потребителя.
– Если причинен вред здоровью, обязательна фиксация факта в медицинском учреждении, необходимо документировать все действия и расходы, которые вы понесли в связи с этим. Далее в судебном порядке вы вправе требовать возмещения причиненного вам имущественного вреда и ущерба здоровью – он тоже может быть оценен в денежном выражении в порядке компенсации, – разъяснили специалисты Роспотребнадзора.
В некоторых случаях предоставление услуг может привести и к более плачевным последствиям.
– В уголовном законодательстве предусмотрена ответственность за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителя, – сообщил руководитель интинского следственного отдела Александр Киселев
Говоря о практике расследования таких преступлений, он отметил, что лично сталкивался в основном со случаями продажи продукции, не отвечающей указанным требованиям. Речь идет о нашумевшей в свое время спиртосодержащей продукции – технических жидкостях различного назначения и самогона. Здесь предусмотрена совсем другая ответственность (без лицензирования и т. д.), а именно разовые факты сбыта физическими лицами. В то время проводились экспертизы, которые показали, что по химическому составу эти жидкости иногда в сотни раз превышают нормы по содержанию сивушных масел и других примесей, которые как раз и могут поставить жизнь и здоровье употребляющего под угрозу. Продавцы такой продукции привлекались к уголовной ответственности.
Что же касается предоставления услуг, то такие случаи на территории Интинского округа не фиксировались, но в уголовной практике даже по нашему региону они известны.
– Для данной категории преступлений необязательно наступление каких-либо последствий, но ответственность может наступить за сами условия, которые могут поставить жизнь и здоровье потребителя в опасное положение, – подчеркнул Александр Киселев.
К данной категории услуг относятся пассажирские перевозки: некоторые предприимчивые извозчики самовольно переделывают газели, стараясь увеличить количество посадочных мест, загромождая при этом запасные выходы. Одно только обнаружение подобного самовольного переоборудования, сам факт изменения конструкции транспорта ведет к уголовной ответственности.
Не секрет, что услуги не всегда предоставляются официально. В этом случае речь идет уже о неграмотном потребительском поведении, подчеркнули эксперты.
– Если мы приняли решение обратиться к тому, кто никак не легализован к оказанию услуг потребителю, то ответственность мы уже берем на себя.
Если при этом возникла какая-то проблема, вы можете решать ее в судебном порядке, но в этой ситуации будете руководствоваться уже не законом «О защите прав потребителей», а выяснять свои взаимоотношения как два физических лица, одно из которых причинило другому ущерб или вред. Это уже сфера действия иных законов.