Так говорит заместитель генерального директора группы компаний «Колмар» Николай Канев, который 15 лет назад переехал из Инты на постоянное место жительство в Нерюнгри Республики Саха (Якутия).
Мы встретились с Николаем Николаевичем Каневым, чтобы расспросить его о работе и жизни в Якутии и узнать подробности о холдинге «Колмар», который предлагает работу интинцам.
В Инте Николай Канев работал на шахте «Капитальная» горнорабочим, проходчиком, некоторое время горным мастером. А потом шахта закрылась.
– Нас перевели на «Интинскую». Некоторое время поработал на новой для себя шахте, но мне показалось все каким-то удручающим, я не видел для себя дальнейших перспектив, в частности в плане карьерного роста. Случайно узнал, что в Якутии строится новая шахта «Денисовская». В тех краях жил дядя. Он не работал в угольной отрасли, но именно от брата своей мамы я узнал, что в Нерюнгри строится шахта, причем с нуля. Принял решение и уехал сразу с семьей, – рассказывает Николай Канев.
Сначала новоиспеченный нерюнгринец работал горным мастером, потом заместителем начальника участка ВТБ, инженером-технологом, начальником участка, замом по производству.
– Все попробовал, прошел все ступени карьерного роста на шахте. Тогда, в начале моей работы на «Денинсовской», проблемы были с кадрами, вахтами людей возили, в частности из Кузбасса. Постепенно обучили местных ребят, некоторые вахтовики остались. Через пару лет от вахт отказались, начали работать с местными кадрами, – вспоминает Николай Канев.
Сейчас ситуация совсем иная. В течение последних лет угледобывающая компания «Колмар» переживает подъем не только в части открытия новых промышленных объектов, но и реализации социальных программ, направленных на улучшение условий труда и жизни сотрудников компании.
– В настоящий момент открыт прием сотрудников на шахту, на открытые горные работы, обогатительную фабрику, ремонтно-производственную базу, – рассказывает Николай Канев. – Группа компаний «Колмар» владеет восьмью лицензиями на право пользования недрами для разведки и добычи каменного угля на Денисовском, Чульмаканском и Верхне-Талуминском каменноугольных месторождениях. Балансовые запасы каменного угля в границах участков недропользования холдинга составляют более 1 миллиарда тонн. Начато строительство шахты «Восточная Денисовская» производственной мощностью 4 миллиона тонн в год. Достижение этой мощности планируется за счет эксплуатации четырех проходческих комплектов и одного очистного комплекса с отработкой шахтного поля с применением технологии ДСО. В рамках реализации проекта по обогащению угля в апреле 2018 года запущена обогатительная фабрика «Денисовская» производственной мощностью 6 млн тонн в год. В 2018 году планируется приступить к реализации проекта строительства шахты «Инаглинская» производственной мощностью по добыче 12 миллионов тонн угля в год, а также обогатительной фабрики «Инаглинская – 2» производственной мощностью 6 млн т угля в год с последующим строительством второй очереди и выходом на производственную мощность 12 миллионов тонн угля в год в 2022 году. На сегодня численность работников группы компаний «Колмар» составляет 2,9 тысяч человек. Существует потребность в обеспечении развивающихся предприятий квалифицированными кадрами, в том числе инженерным составом. В период с 2018 по 2022 год численность работников холдинга в Нерюнгринском районе вырастет до 6 тысяч человек. Так что люди требуются, тем более квалифицированные кадры, которыми славится Инта.
Медкомиссии интинские работники могут пройти в Инте по направлению холдинга «Колмар».
– Хорошо, мы поняли, кадры нужны. А что обещает своим работникам «Колмар» по заработной плате, соцпакету, жилью?
– Заработная плата, разумеется, выше, чем в Инте. Полный социальный пакет, дополнительные льготы при переезде сотрудникам и членам их семей, компенсация северных надбавок с первого дня работы в компании в размере 80 %, перспектива карьерного роста. Насчет жилья. Предоставляется общежитие, если снимаешь квартиру, то предприятие компенсирует аренду жилья, – не задумываясь, отвечает на вопросы корреспондента «Искры» Николай.
– А климат?
– Климатические условия похожи на Инту. Зима длинная, лето короткое. Правда, год на год не приходится.
– Важна ведь и транспортная составляющая. Как-то далековато от столиц вы забрались.
– Что здесь можно сказать. Из Инты мы полтора суток едем до Москвы и двое – до Санкт-Петербурга. Из Нерюнгри до Москвы летим самолетом шесть часов. Вот такая транспортная составляющая. Дорога оплачивается один раз в 2 года самолетом на 1 человека и 2 иждивенцев. Предприятие само покупает билеты. Я вот ездил в Турцию, даже это оплатили. Один раз в два года компенсируют путевки, правда, не в полном объеме, а в зависимости от стажа. А вот детям ежегодно.
– А социальная инфраструктура? Детские сады, школы? Вообще, есть куда сходить, так сказать, скрасить досуг?
– Что касается социальной инфраструктуры, то с этим все в порядке. Мы когда переехали, дочка должна была пойти в 1-й класс. Но поскольку прибыли в сентябре, постольку решили, что еще год она побудет в садике. Место в нем дали сразу. По части здравоохранения. Есть и больницы, и поликлиники, и центры реабилитации. Что можно сказать о спорте. Построен крытый стадион с искусственным покрытием «Горняк», есть футбольная школа. Люди играют в футбол круглый год. Два катка с искусственным льдом. И детвора, и взрослые занимаются хоккеем. Юные хоккеисты ездят на «Золотую шайбу». Если кто-то увлекается горнолыжным спортом, то имеется база для занятий. Одним словом, для спортсменов: и профессионалов, и любителей – есть все необходимое. Учреждений культуры тоже хватает. Так, в Нерюнгри работает единственный в регионе Восточной Сибири и Дальнего Востока театр актера и куклы. Есть и музыкальная, и художественная школы, и библиотеки, и музей.
В заключение беседы Николай Канев отметил, что если у интинцев есть профессиональные навыки, желание работать,
какие-то обязательства перед своими близкими, женами и детьми, то он бы порекомендовал поехать туда, где есть перспективы и заработок.
– «Колмар» ждет интинцев, – подытожил Николай Канев.
*** Напомним, в конце июня было объявлено, что шахта «Интауголь» прекращает свою деятельность. Работа предприятия была планово-убыточной. Существующая технология добычи угля не позволяет добиться даже нулевой рентабельности. В частности, с основным потребителем интинской угольной продукции (Череповецкой ГРЭС ПАО «ОГК‑2») был заключен договор на поставку угля по цене 570 рублей за тонну. При себестоимости 970 рублей с каждой проданной тонны шахта имела убыток в 400 рублей. Ситуацию обостряет то, что Череповецкая ГРЭС с 2019 года переходит на газ. Повысились и тарифы на транспортные железнодорожные услуги.
В начале июля для урегулирования вопросов, связанных с ликвидацией шахты «Интауголь», в Инте начал работать оперативный ситуационный штаб, который возглавил заместитель председателя правительства Республики Коми – министр инвестиций, промышленности и транспорта региона Николай Герасимов. Штаб занимается решением вопросов, возникающих в процессе ликвидации шахты, доведением официальной информации до коллектива предприятия, решением вопросов трудоустройства работников. Ликвидационные мероприятия проводятся согласно утвержденному плану.