В канун Всемирного дня потребителя в интинском филиале Республиканской общественной приемной Главы РК прошла «прямая линия» на тему «Потребительские права в цифровую эпоху».
На вопросы, связанные с торговлей и предоставлением услуг через сеть Интернет, отвечала ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г.Воркуте (Роспотребнадзор) Светлана Анашкина. Она призвала интинцев быть внимательнее при совершении сделок дистанционно, так как именно их собственные ошибки и не знание прав — главная причина возникающих конфликтов и недоразумений с поставщиками товаров и услуг. В остальном же Интернет дает больше прав потребителям, чем в «реальном мире». Они находятся в более выгодной ситуации, чем те, кто приобретает товары в розничной сети.
В частности, это относится к возврату товаров надлежащего качества, которые по каким-либо основаниям (размеру, цвету, внешнему виду и т.д.) не устраивают потребителя. В отношении товаров, которые приобретаются в розничной сети, у потребителя в таких случаях есть право обмена, которым он может воспользоваться в течение 14 дней со дня покупки при условии, что товар не был в употреблении и сохранения его первоначального товарного вида. Однако существует целый перечень товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Фактически этим правом можно воспользоваться только в отношении швейных и трикотажных изделий (кроме нижнего белья), головных уборов и обуви. А если товар приобретается дистанционным способом, то Правила продажи предоставляют потребителю возможность отказаться от него в любое время до получения, а после — в течение 7 дней, при условии сохранения его товарного вида, потребительских свойств и документа, подтверждающего факт покупки. И каких-либо ограничений в части обмена в таком случае нет. Единственная оговорка касается товаров, которые обладают индивидуально определенными свойствами, когда они заказываются для конкретного потребителя (например, изготовленные на заказ по определенным параметрам).
Акцентировала внимание Светлана Анашкина и на информации, которую потребитель должен получать при совершении дистанционным способом. До заключения договора о купле-продаже продавец обязан предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара — адрес продавца, о месте изготовления, полном фирменном наименовании, цене, условиях приобретения и доставки, сроках службы и годности (это разные понятия), гарантийном сроке и т.д. Эти же сведения и даже в более расширенном виде — сюда входит также информация о порядке эксплуатации и возврата — должны предоставляться вместе с товаром. То есть покупка должна сопровождаться довольно обширным информационным листом. Если он отсутствует, то у покупателя есть право отказаться от товара и вернуть его продавцу.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата не была предоставлена в письменной форме, то покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его получения.
Особое внимание представитель Роспотребнадзора уделила проблеме торговли продуктами питания. От таких покупок Светлана Анашкина рекомендует интинцам отказаться. Запрета на торговлю подобными товарами нет, но, приобретая сомнительный продукт, потребитель сам провоцирует конфликтную ситуацию и рискует нанести урон своему здоровью, подчеркнула она.
Не рекомендуется приобретать товары, продажа которых дистанционным способом запрещена или ограничена. К ним относятся алкогольная продукция, биологически активные добавки, лекарственные препараты, изделия из драгоценных металлов и драгкамней, экземпляры аудио-визуальных произведений и фонограмм.
Также в ходе «прямой линии» был поднят вопрос об электронных платежах. Сегодня мало кто не пользуется ими, но такой способ оборота средств имеет свои подводные камни, о которых необходимо помнить, чтобы обезопасить себя от негативных последствий при пользовании данным видом услуг. В этой ситуации специалист Роспотребнадзора советует — при использовании электронных платежей, лучше иметь отдельную (и лучше виртуальную) карту для оплаты покупок в Интернете, и переводить на нее только необходимую денежную сумму. Крайне рекомендуется настроить для нее и тем более для основной смс-пароль вместо постоянного. В этом случае его кража фактически исключена, так как он действителен только на одну операцию.
Статистика гласит, что при пользовании системой электронных платежей, как правило, процентов 95 проблем возникает по причине невнимательности людей (нажали не на ту кнопку, ввели не ту цифру). И наша с вами задача, как потребителей, быть предельно внимательными, когда проводим какие-либо операции, так как ошибки исправлять достаточно проблематично, подчеркнула Светлана Анашкина.
фото автора