В этом году различными видами оздоровления и отдыха охвачено более 2 тысяч интинских детей.
Кто-то выезжал на море, часть детей посетила родину Деда Мороза в Великом Устюге, группы одаренных подростков знакомились с культурной столицей России, многие отдыхали на базе детских площадках при образовательных учреждениях. Особняком в этом перечне стоят туристы, которые набирались впечатлений в процессе активного отдыха в наших широтах. Среди них — ребята, ставшие участниками экологической экспедиции в рамках проекта «Заполярная морошка».
Напомним, «Заполярная морошка» стала победителем конкурса в сфере рационального природопользования, организованного в рамках проекта ПРООН/ГЭФ (программы развития ООН и Глобального экологического фонда) «Укрепление системы особо охраняемых природных территорий в Республике Коми в целях сохранения биоразнообразия первичных лесов в районе верховьев реки Печора». Автор экологического проекта — преподаватель ОБЖ школы № 6 Денис Топорков. В рамках реализации основных мероприятий одной из главных задач стало воспитание у подрастающего поколения культуры природопользования. В основе программы — проблема баланса и хрупкости природы, а в том числе и состояния торфяных систем на территориях с вечной мерзлотой. На реализацию «Заполярной морошки» Инта получила грант в размере 1 миллиона 100 тысяч рублей. Местом проведения экологических исследований выбран государственный комплексный заказник республиканского значения «Адак», где есть все необходимое для исследований — зона вечной мерзлоты и торфяные прослойки.
В рамках проекта, как и было запланировано, проведен цикл мероприятий в форме научно-исследовательской экспедиции, стартовавшей 11 июля и завершившейся 31 августа. В ее состав вошли учащиеся интинских школ, а также 8 взрослых, включая руководителя, педагогов, эколога, инструкторов по туризму, спасателей и медика. Чтобы повысить интерес детей к проекту, в план мероприятий был внесен туристский компонент.
О том, как проводилась экспедиция, чем занимались дети на «Адаке» и каковы дальнейшие перспективы проекта, поведал автор «Заполярной морошки», он же и руководитель экспедиции Денис Топорков.
— Денис Андреевич, как вы оцениваете реализацию проекта? Насколько оправдал себя полученный грант?
— В целом поездка прошла успешно, пребывание детей вдали от цивилизации, городского шума способствовало более полному погружению в мир природы, родного края и лучшему усвоению программы занятий по экологии. Дети многому научились, поняли взаимосвязь процессов, происходящих в природе. Мы обратили внимание детей на влияние человека на окружающую среду, постарались научить бережному отношению к природе. Кроме того, юные участники экспедиции получили навык бесконфликтного и комфортного пребывания в условиях автономного существования. Однако оценивать работу экспедиции будет грантодатель — ПРООН/ГЭФ на основании нашего доклада и рецензии центра по ООПТ (особо охраняемые природные территории).
— Как во время экспедиции была организована работа с детьми, чтобы на протяжении трех недель ими не был утрачен интерес к экологическим исследованиям?
— Мне кажется, что «Заполярная морошка» возымела такой успех как раз за счет того, что в программе мероприятий органично переплелись лекции по экологии с практическими занятиями по туризму. Программа занятий была составлена так, что сегодня — экология, завтра — геология, послезавтра — туризм или еще что-то. Дети не успевали устать от большого количества теоретического материала, им было все интересно.
— Что включал в себя экологический блок программы пребывания на «Адаке»?
— В рамках проекта мы вместе с детьми изучали хрупкость природы на территориях с вечной мерзлотой, нерациональное ее использование приведет к заболачиванию этих территорий, к исчезновению первичных лесов, которые росли там тысячелетиями. За 10 дней, которые отводились непосредственно на экологию и полевые работы, участники экспедиции познакомились с основными понятиями этой науки, узнали ее базовые законы. Пройдя теоретический курс, ребята совершили ряд практических «вылазок». Так, старшеклассники обследовали выходы скальных обнажений второй водной террасы правого берега реки Уса, проводили мониторинг эрозии почвенных покровов близ устья ручьев Большой и Малый Адак, актуализировали растения из Красной книги РК, произрастающие на территории заказника. Участники экспедиции были разделены на группы, и по итогам обработки собранных сведений каждая группа представила отчет о состоянии окружающей среды «Адака», в полевых условиях подготовила презентацию. При этом накопленный материал ребята защищали в заключительные дни экспедиции. На основании их презентаций и докладов сейчас разрабатывается общий отчет о поездке, проделанной работе.
— Чем занимались дети в рамках туристской составляющей программы?
— Для начала инструкторы по туризму для подростков провели теоретические занятия по основам туристской подготовки. Ребят познакомили с личным и групповым, специальным снаряжением, научили правильному обращению с ним, а также преподали уроки чтения топографических карт, движения по азимуту, рассказали об особенностях туристских маршрутов по Приполярному и Полярному Уралу. Больше всего подросткам понравился водный и скальный блоки программы занятий, во время которых они научились сплавляться на байдарках и катамаране, а также усвоили азы альпинизма. Стоит отметить, что обеспечение безопасности во время всей экспедиции — от момента отправки из Инты до возвращения в город — было на высшем уровне. К тому же первым делом детям была проведена лекция по технике безопасности во время пребывания в лесу. Кроме этого, научили детей основам оказания первой медицинской помощи при ушибах, травмах, кровотечениях, показали способы наложения бинтовых повязок и транспортировки пострадавших. К счастью, в этой экспедиции полученные знания и навыки участникам не пригодились.
— Программа экспедиции довольно насыщенная. А было ли у детей свободное время и как они его проводили?
— Конечно, «Заполярная морошка» не ограничивается одной лишь образовательной программой. У детей было свободное время на подвижные игры, прогулки по территории. В этом году нам повезло с погодой, все время пребывания в экспедиции было солнечно и жарко. Поэтому ребята также купались и загорали. По вечерам после насыщенных занятий мы вовлекали детей то в плетение поделок из подручного материала, организовывали им конкурсы на лучшее оформление знамени своего отделения, устраивали викторину опять же на экологическую тематику, проводили различные игры. Могу с уверенностью сказать, скучно никому не было!
— Насколько сложно было организовать быт и научную деятельность подростков?
— Большим подспорьем для взрослых участников экспедиции было то, что почти половина детей уже имела хотя бы минимальный опыт пребывания на природе, некоторые из группы на любительском уровне занимались туризмом, ходили с родителями на рыбалку, бывали в походах. Эти дети подтягивали остальных, помогали приспособиться к полевым условиям. Первые несколько дней, пока проводилась самая рутинная работа — постановка лагеря, создание бытовых условий, практически все хотели домой. Потом пошла экология, туризм, каждый день — новые мероприятия, новые впечатления — дети охотно влились в процесс, скучать по дому было некогда. Когда по окончании экспедиции за нами пришел катер, уже никто уезжать не хотел. Теперь пишут, звонят, спрашивают, куда поедем в следующий раз.
— А будет ли следующий раз? Какими вы видите перспективы «Заполярной морошки»?
— Хотелось бы сделать этот проект ежегодным, тем более, для этого в школе № 6 создана необходимая база, за счет средств гранта приобретено туристское снаряжение, которое здесь, в школе, и останется. Я благодарен предпринимателям, с которыми мы сотрудничали: на тот момент деньги на реализацию экспедиции еще не поступили на счета школы, и они пошли нам навстречу — выдали все необходимое для нужд экспедиции под честное слово! Возвращаясь к перспективам «Морошки», могу сказать, что следующий проект обещает быть менее затратным. Необходимы будут средства на оплату труда инструкторско-педагогического состава, организацию питания и транспортировку людей к месту базирования лагеря. Для обеспечения финансирования проекта мы планируем поиск потенциальных спонсоров. В последнее время вопросам экологии уделяется повышенное внимание, организуются всевозможные мероприятия, различные конкурсы экологической направленности с вручением грантов. В ближайшем будущем будем подавать документы для участия в каком-нибудь из них.
— Название проекта останется таким же?
— Думаю, что морошка в названии проекта сохранится — заполярная или полярная, уже не столь важно. У людей на слуху именно «морошка». После экспедиции многие интинцы стали интересоваться этим проектом.
— Что, с научной точки зрения, ценного вы привезли из экспедиции?
— Что-то ценное и неизведанное открыть на Адаке было проблематично, поскольку заказник — место изведанное. Я все-таки надеюсь, что дети привезли с собой именно любовь к природе, ощущение первозданности, массу прекрасных впечатлений, а мы смогли достичь цели проекта и воспитать в подростках навык рационального природопотребления и повысить уровень экологической культуры в целом.