В Инте завершился муниципальный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2021».
Что нужно ребенку, чтобы быть счастливым? Любящие и заботливые мама и папа, бабушка и дедушка, интересные игрушки, первые друзья, увлекательные дела. Именно за ними более тысячи юных интинцев каждый день спешат по утрам в детские сады, с радостью встречаются с воспитателями, которые непременно уже подготовили для дошколят что-то необычное и новое. Ведь задача педагогов дошкольного образования – организовать малышам содержательный и познавательный день, который пройдет в кругу сверстников, а значит, в итоге научит дружить и жить в социуме, пробудит самые лучшие чувства ко всему, что окружает, наполнит душу ребенка теплом. И так каждый день на протяжении пяти-шести лет.
– А как происходит сам процесс обучения и воспитания? Ведь он не ограничивается несколькими минутами, отведенными на непосредственно образовательную деятельность. Этот процесс непрерывен, ибо ребенка воспитывает все, что окружает: педагог, игровая среда, речь людей, что находятся рядом, их внешний вид, манеры, способы разрешения возникающих ситуаций, – рассказывает участник оргкомитета конкурса, старший методист отдела образования администрации МОГО «Инта» Мария Березина. – Конкурс нацелен на то, чтобы увидеть, какими образовательными технологиями и методиками пользуются наши педагоги, как они нарабатывают свой педагогический опыт, какие находки уже имеют и к чему стремятся. Важно отметить, что среди пяти участниц есть как начинающие, так и опытные педагоги. Интересно, кто окажется самым лучшим в своей профессии на этот раз?
В рамках конкурса его участницы заявили о себе так называемой визитной карточкой: готовили короткие видеоролики, в которых представили себя и как педагога, и как личность, свои интересы и увлечения помимо работы, девиз жизни, достижения. Следующий этап – демонстрация работы с детьми. Именно в деятельности с ними воспитатели демонстрируют уровень профессиональной грамотности: знание и применение современных образовательных технологий, методики дошкольного воспитания, учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей. Так, воспитатель детского сада «Крепыш» Ольга Долгих изучает и успешно применяет на практике инновационную игровую технологию «Камешки «Марблс». Трехлетние малыши с удовольствием через игру с разноцветными гладкими камешками учатся различать их цвет, выкладывать из них длинные и короткие дорожки, строить на плоскости геометрические фигуры разной величины. Это и игра, и познание одновременно. Увлекательное занятие помогает педагогу удерживать внимание маленьких непосед, в то же время решать педагогические задачи.
Вторая участница конкурса, Елена Шмигирилова, работает в детском саду «Родничок» с детьми старшей возрастной группы, особое внимание уделяя развитию их речи. Такой сложный вид деятельности не всегда вызывает интерес у ребят, предпочитающих более подвижные и забавные занятия. Однако Елене Валерьевне удается увлечь неугомонных дошколят, используя элементы кинезиологии, или, как еще ее называют, «гимнастики для мозга». Проговаривая четко каждое слово, каждый звук правильно, дети одновременно работают руками, т. е. выполняют упражнения на внимание, координацию движений, сообразительность.
Молодой педагог филиала «Северное сияние» детского сада «Рябинушка» Елена Гаева скоро выпустит своих воспитанников в школу. В рамках подготовки детей к школьному обучению, помимо содержания образовательной программы, педагог уделяет большое внимание воспитанию у детей трудолюбия, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца. И все это происходит в группе Елены Николаевны через творческую деятельность, а именно изготовление кукол-оберегов. Удивительно, но таким кропотливым делом с удовольствием занимаются не только девочки, но и мальчишки. Работа с тканью, ножницами, завязывание мелких узелков из ниток трудна, но результат радует! Все работы обязательно демонстрируются на выставках как в группе, так и в выставочных фойе детского сада.
Как хорошо уметь… танцевать! Легко и непринужденно двигаться, импровизировать, иметь красивую осанку и походку. Педагог по хореографии детского сада «Рябинушка» Ирина Вайс обучает детей не только азам танцевального искусства, разучивая танцы и хороводы, но и нацелена на то, чтобы дети умели самостоятельно придумывать танцевальные движения, используя потом эти находки и идеи в постановке танцевальных композиций. Каждый ребенок у Ирины Павловны – автор того или иного движения, элемента танца, ритма. Педагогическая технология импровизации – это прежде всего спонтанность творческого самовыражения, стремление к движению, выход за рамки уже придуманного и известного, стандартного, т. е. мгновенная хореография.
В детском саду «Василек» воспитываются дети, имеющие те или иные нарушения здоровья. Участница конкурса Елена Маликова много лет работает в логопедической группе. Основная задача педагога – сохранить и укрепить здоровье детей, максимально исправить их речь. Непосредственно образовательная деятельность этого педагога строится на технологиях речевого и игрового воспитания детей. А так как дети 6-7 лет любят экспериментировать, воспитатель в рамках конкурсного мероприятия предложила им исследовать свойства воды и жирных масел, тем самым по задумке спасая воды океана от выбросов химических производств. Вместе с педагогом ребята понарошку, но с интересом очищали берег океана от мусора, раскладывая его по разным контейнерам в зависимости от материала, строили из мягких модулей удобный корабль, чтобы отправиться в путешествие, посетили лабораторию добрых дел, где, собственно говоря, и проходили опыты.
Заключительным этапом профессиональных соревнований стали мастер-классы, в ходе которых три участника демонстрировали педагогический опыт аудитории коллег, тем самым прибавляя конкурсные баллы в свои копилки. Жюри трудно было определить победителя, так как, со слов заведующего методическим центром МКУ «ГУНО» Ирины Закревской, разрыв между суммой набранных баллов между первым и вторым местами был минимален.
– Обсуждая кандидатуру победителя конкурса, мы учитывали не только оценки каждого члена жюри в итоговых таблицах, но и общую культуру педагога, его умение свободно вести профессиональный диалог с коллегами, умение перестраиваться по ходу работы с детьми, если этого требует возникшая ситуация, умение видеть и слышать каждого ребенка, быть чутким и внимательным к его высказываниям, ответам, просьбам, – отметила И. Закревская.
Пока оргкомитет решал судьбу участниц конкурса, малыши детского сада «Крепыш», на базе которого проходил финальный этап, занимали благодарную публику зажигательными танцами, получая теплые аплодисменты и поддержку зала. По окончании детского концерта жюри объявило имена лучших в профессии «воспитатель»: лауреаты муниципального этапа конкурса «Воспитатель года – 2021» Елена Шмигирилова и Елена Маликова, победитель – Ирина Вайс! Именно ей предстоит в ближайшее время продолжить борьбу за звание лучшего в республиканском этапе в Сыктывкаре. Мы уверены, что интинский хореограф достойно представит свою работу на уровне региона!