Это мой учитель!

СОШ № 9 отмечает юбилей. Ей исполнилось 60 лет. Сегодня мы предоставляем слово ее ученикам. Они делятся своими мыслями с читателями о школе и учителях.

Есть такая притча.

…Когда родился новый учитель, к его колыбели спустились три феи.

И сказала первая фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети».

И сказала вторая фея: «Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить свое сердце детям».

И сказала третья фея: «Ты будешь бессмертен, потому что продолжишь свою жизнь в своих учениках».

Но тут к колыбели спустилась четвертая фея и мрачным голосом проверещала: «Но ты вечно будешь проверять тетради, твои мысли будут только о школе. Так что выбирай, пока не поздно!»

«Поздно, – проговорил учитель, – эта фея всегда является слишком поздно, и те учителя, которые решили связать свою жизнь со школой, с детьми, никогда не изменят этой прекрасной профессии».

У нашей школы юбилей, славное шестидесятилетие. Мы решили узнать у учителей МБОУ «СОШ № 9», почему они выбрали такой нелегкий, но интересный путь.

Итак, начинаем интервью у школьной доски.

Общеизвестно: математика – царица наук. Свой первый вопрос адресуем замечательному учителю математики МБОУ «СОШ № 9» Ирине Вячеславовне Приваловой.

 

– Почему вы решили стать учителем математики?

– Когда мне задают вопрос: «Почему вы решили стать учителем математики?», перед моими глазами встает картинка: деревенский дом с красивыми резными окнами, в нем бабушка и дедушка, меня очень часто оставляли родители на выходные у них.

Дедушка в своей комнате либо играет на гармони, либо ремонтирует ее – он был известным гармонистом в нашей деревне; бабушка хлопочет у печки; а я, шестилетняя девочка, нахожусь в самой большой комнате-горнице, посреди нее стоит большой круглый стол, за ним шесть стульев, около стола – тумбы, а в ней – мои игрушки: одна кукла, а все остальное – тетради, альбомы, раскраски, цветные карандаши, ручки…

Куклой я почти не играла, зато очень любила представлять себе, что за столом сидят маленькие дети, а я их учу. Раскладывала листочки для них, сама писала на этих листочках, в основном, примеры, сама намеренно делала ошибки, затем проверяла эти листочки и ставила оценки.

На протяжении всех лет учебы в школе я хорошо училась, была старостой класса, входила в состав редколлегии, последние два года учебы – экскурсоводом в школьном музее, но больше всего я любила уроки математики. Поэтому вопроса о том, кем я хочу стать, передо мной не было никогда.

Профессия педагога многогранна. Каждый учитель сверкает своей гранью, одаривая нас, учеников, знаниями и опытом. Есть в нашей школе педагоги, которые закончили МБОУ «СОШ № 9», а теперь трудятся в ней. Слово – выпускникам!

 

Мария Александровна Мамут, учитель биологии.

– Помните ли вы своего учителя биологии?

– В 9 школе я училась с 5 класса, до этого была в 8. Мой первый классный руководитель Лидия Алексеевна Кондратьева – учитель биологии. К сожалению, педагогом нашего класса Лидия Алексеевна была только два года, потом уехала. Но я с большим теплом вспоминаю этого педагога! Наши интересные уроки, лабораторные работы, знакомство с удивительным миром живых организмов! Животных я любила с раннего детства, а вот науку биологию, по которой у меня всегда были пятерки, полюбила именно с Лидией Алексеевной.

Затем у нас был другой учитель – Ольга Петровна Лукьянчикова, которая довела нас до выпускного класса и по семейным обстоятельствам уволилась. И заканчивали мы уже школу и готовились к итоговым экзаменам, кто выбрал биологию, с Натальей Александровной Федоровой.

Наталья Александровна была очень добрым и светлым человеком, мы все ее полюбили с первой секунды знакомства! И все сдали экзамен на «4» и «5». За что безмерно ей благодарны! 9 школа для меня всегда была вторым домом. Вернулась после института, и не было даже ощущения, что я отсюда уходила. Я благодарна всем своим учителям, которые меня здесь учили.

 

Светлана Петровна Грекалова, учитель истории и обществознания.

– Что значит для вас быть педагогом?

– Сложный вопрос. Современное общество считает, что быть педагогом – это владеть разнообразными формами и методами обучения (в том числе за рамками обычной программы); осваивать, разрабатывать, применять современные технологии; использовать специальные подходы для отдельных категорий учащихся; владеть компьютерной грамотностью; организовывать при необходимости внеурочную деятельность и многое другое. Безусловно, профессионал должен быть именно таким: разносторонним, идущим в ногу со временем, умеющим принимать новое. Быть гибким. Все это правильно.

Но для меня быть педагогом – это прежде всего быть Человеком. Знаете, есть такое выражение Человек с большой буквы? Так вот, педагог – это именно такой человек. Это не должность и не профессия, это призвание. Педагог – это умение не пройти мимо того, кому нужна помощь. Уметь разглядеть того, кому она нужна. Иногда действовать не ради, а вопреки. Быть педагогом – это быть готовым большую часть времени посвящать себя детям, помнить, что учиться – это прежде всего учиться жить.

В общем, быть педагогом – это быть Человеком.

 

– Легко ли быть учителем?

– Однозначно, нелегко. Наверное, если работать со всей отдачей и старанием, то нелегко быть кем угодно. Учителя всегда окружает много эмоций, событий, «очень важных вещей», потому что для любого ребенка любого возраста, волнующее его что-то – это очень важно. С этим нужно считаться, это важное необходимо учитывать, поэтому учитель почти как сапер.

Первым и главным моим учителем является Нина Петровна Пакшина. Она заложила основы основ, построила прочный и надежный фундамент. Научила меня учиться самостоятельно.

Потом эстафетная палочка обучения перешла к моему научному руководителю в университете – Игорю Владимировичу Минину. Его любимой фразой было: «Это твои 100%? Ты можешь больше!» Теперь это и моя любимая фраза.

До революции 1917 года учителей русского языка и литературы называли учителями словесности. Еще таких педагогов называют филологами. Филология – наука о любви к слову, культуре, творчеству писателей и поэтов. Обратимся к учителю русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 9» Наталье Николаевне Соловьевой.

 

– Что для вас значит профессия учитель?

– Это главное дело моей жизни. Учитель – человек, который учится всю жизнь. Стать учителем я решила еще в детстве. Выбор этой прекрасной профессии связан с моим учителем русского языка и литературы Светланой Николаевной Балиной. Она привила мне любовь к слову и к произведениям мастеров художественного слова.

В школьные годы педагог была для меня идеалом во всех отношениях. Уроки литературы, на которых мы, ученики, свободно выражали свои мысли, спорили, сопереживали литературным героям, стали уроками жизни.

С 1989 года я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ «СОШ № 9». Мне посчастливилось учиться у замечательных коллег, преподавателей русского языка и литературы: Надежды Александровны Кузьминой, Анны Николаевны Серовой, Анны Яковлевны Давыдовой, Ирины Викторовны Мансуровой, Любови Вадимовны Караченцевой.

Высокий профессионализм, отличное знание своих предметов, методическое мастерство, широта кругозора, эрудиция, педагогический талант – все это отличало моих наставников.

Быть учителем для меня – значит всегда думать о своих учениках, помогать им. В течение девятнадцати лет была классным руководителем. Помню, в далеком 1989 году боялась зайти в класс к своим воспитанникам (это были десятиклассники). Помогла директор школы, Валентина Александровна Кашина. Она сказала мне так: «Успокойся. Зайдем вместе. Соберись с мыслями и проводи классный час». Стало совсем не страшно.

А потом были незабываемые выпуски: 1991, 1998, 2005 годы.

 

– Какими качествами должен обладать учитель?

– Л.Н. Толстой говорил, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества: большие знания и большое сердце. Несомненно, педагог должен обладать такими качествами, как доброта, коммуникабельность, справедливость.

Хороший учитель – оптимист, он верит, что каждый ребенок уникален, талантлив по-своему. Педагогу предначертано развивать своих учеников. Участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах, выступления на конференциях, разработка и защита проектов важны для каждого ученика. Это мотивирует школьников, способствует созданию ситуации успеха.

Мы живем в условиях динамично меняющегося мира, стремительно растет информационный поток, развиваются новые технологии. Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Очень важно оставаться интересным собеседником для ребят. Не хочется, чтобы общение уходило в мир виртуальности. Думаю, мобильные системы, компьютерные программы никогда не заменят живого общения между учеником и педагогом.

Еще учителю надо уметь радоваться жизни, ценить каждый миг. Ведь он и есть жизнь.

Не могу не вспомнить строки персидского поэта, философа Омара Хайяма:

 

В одно окно смотрели двое:

Один увидел дождь и грязь,

Другой – листвы зеленой вязь,

Весну и небо голубое…

В одно окно смотрели двое…

 

Я очень люблю свою профессию. Приятно работать с интересными коллегами, профессионалами своего дела. Меня окружают надежные и верные друзья, близкие люди. И, конечно, радуют своими успехами превосходные ученики.

Мы выражаем огромную благодарность всем педагогам нашей школы за их труд и терпение и поздравляем с юбилеем школы!

 

Мы гордо произносим каждый раз

Простых три слова: «Это мой учитель».

Мы все в его надежнейших руках;

Ученый, врач, политик и строитель…

Живи всегда в своих учениках

И счастлив будь, наш капитан-учитель!


Анастасия ДРЕСВЯНКИНА, Софья РОГОЗИНА,
11 класс МБОУ «СОШ № 9»