Путешествие по республике ШКИД

Центральная библиотека пригласила интинских лицеистов совершить непростой путь по страницам уникальной повести Григория Белых и Леонида Пантелеева «Республика ШКИД».

Люди старшего возраста прекрасно знакомы с этой книгой, на ней и ее экранизации 1966 года режиссера Геннадия Полока с участием таких известных актеров, как Сергей Юрский, Юлия Бурыгина, Павел Луспекаев и т. д., выросло не одно поколение. Современной молодежи, в частности школьного возраста, ни повесть, ни фильм практически не известны, что и показало прошедшие мероприятие.

Знакомство с книгой проходило в рамках проекта «Культурный норматив школьника», призванного приобщать учащихся к наследию отечественного и мирового искусства. На встречу с классикой были приглашены ребята из шестых классов лицея № 1. Им предстояло сделать немало открытий в области литературы, кинематографа, истории и жизненных ценностей.

Повесть Г. Белых и Л. Пантелеева рассказывает о жизни беспризорных ребят в петроградской Школе социально-трудового воспитания имени Достоевского для мальчиков. Произведение отчасти автобиографическое и было написано самими участниками событий, которые происходили в республике ШКИД, как окрестили ее сами воспитанники.

Школа, о которой идет речь в повести, существовала на самом деле. Она была открыта в 1920 году на Старо-Петергофском проспекте (ныне проспект Газа), дом 19, в здании бывшего коммерческого училища. Назначение школа имела особое: это был интернат с закрытым режимом для малолетних правонарушителей, для трудных и беспризорных ребят.

Повесть была написана авторами через три года после ухода из школы, в 1926 году, когда старшему из них – Григорию Белых – было 19 лет, а Леньке Пантелееву – 17. И только чудо помогло попасть этой рукописи в руки писателей Евгения Шварца и Самуила Маршака, которые помогли ей воплотиться в талантливейшую книгу, о которой быстро заговорили. Книгу, которая вызвала небывалый резонанс и полемику в литературных и педагогических кругах. Книгу, которая в последующее десятилетие выдержала еще 10 изданий на русском языке и была переведена на многие языки мира. Книгу, которой с упоением будут зачитываться миллионы советских, да и российских уже подростков. Книгу, которая наконец через 40 лет будет талантливо экранизирована.

Путешествие по республике ШКИД проводилось в виде виртуальной лекции-презентации с просмотром фрагментов фильма. Таким образом, участники, не знакомые с произведением, смогли вникнуть в его суть, познакомиться с главными героями. Кроме того, ребятам показали кадры кинохроники послереволюционного Петрограда: голод, холод и последствия Гражданской войны породили тысячи малолетних беспризорников, которые стекались в столицу бывшей Российской империи. Они воруют, грабят, нередко идут на еще более жестокие преступления. Именно из этого контингента и были воспитанники только открывшейся Школы социально-трудового воспитания имени Достоевского. Возглавивший ее Виктор Николаевич Сорока-Росинский так описывал в своих педагогических трудах поступавших в учреждение: «За время беспризорности многие из них так одичали, что в них проснулись инстинкты первобытного человека, для которого насилие было средством существования, жестокость – естественной оборонительной реакцией. Нам надо было следить, чтобы они не избивали слабых или чем-нибудь не понравившихся им новичков: ведь и стаи первобытных людей приканчивали своих собратьев, ставших из-за увечья, слабости или старости им помехой.

Наши ребята приносили из беспризорности и такие древние обычаи, как обращение в рабство неоплатного должника, как беспрекословное повиновение главарю шайки. Многое у них таилось, что могло вдруг вырваться наружу».

Директор школы и его единомышленники-педагоги взялись за нелегкий труд – вернуть своим подопечным человеческое лицо. Эта сама по себе непростая задача усложнялась тем, что беспризорники не спешили вставать на путь исправления. Среди них царило воровство, страсть к разрушению, жестокость и недоверие, они бузили и поднимали бунты.

Несколько таких сцен из фильма участники путешествия по республике ШКИД посмотрели и вместе с ведущей Анной Кутлиевой постарались разобраться в происходящем, дать оценку действиям и ребят, и их педагогов. Иногда лицеисты предлагали даже более жесткие варианты воздействия, чем применял коллектив учителей школы Достоевского. И все же общую линию поведения педагогов ребята оценили – дать возможность ШКИДовцам хотя бы частично взять на себя ответственность за жизнь своей «республики», развивать самоуправление, творческий потенциал учащихся и интерес к знаниям, встать на путь развития. Благодаря этому выпускники ШКИД нашли свое место в жизни, стали военными, врачами, инженерами, много было среди них людей творческих профессий.

Нужно учесть, что произведение художественное и не претендует на полную достоверность, но каждый герой в ней имеет реальный прототип, и авторы написали очень искренне обо всем: о победах и неудачах своих и педагогов, о ярких, смешных и мрачных страницах истории своей республики, а также о том, как крепла дружба и взаимопонимание между самими воспитанниками. И если сложные житейские перипетии и психологические изломы могут быть не всегда понятны современному юному читателю, то эти жизненные ценности остаются неизменными во все времена.

***

«Культурный норматив школьника» – проект, направленный на «духовное, эстетическое и художественное» развитие школьников и повышение среди них культурной грамотности. Он реализуются Министерством культуры совместно с Минпросвещения. Авторы проекта составили рекомендуемый список произведений по литературе, изобразительному искусству, архитектуре, народной культуре, музыке, театру и кинематографу. Произведения из списка распределены по трем группам в зависимости от возраста ученика: 1-4 классы, 5-8 классы и 9-11 классы.


Фото автора