Об этом учащимся младшего звена гимназии № 3 рассказали сотрудники дома культуры поселка Юсьтыдор.
На минувшей неделе в гимназии № 3 прошел необычный урок коми языка. Его провели для учащихся 1 — 5 классов сотрудники дома культуры поселка Юсьтыдор. Познавательно — игровая программа «В царстве белого снега», посвященная 95-летию Республики Коми, собрала порядка 80 участников. И такой ажиотаж вполне понятен, подобный урок проводится впервые, а его содержание было очень интересным. Ребята познакомились с образом жизни, бытом коренных жителей тундры, особенностями их культуры. Они узнали, как ставится жилище оленеводов — чум. Задача эта непростая, имеет свои традиции и законы, которым необходимо строго следовать, чтобы кочевой дом был надежным, теплым и уютным. Для наглядности гимназистам показали макет чума, и они смогли убедиться, что его установка требует не только знаний, но и сноровки.
Изготовление одежды оленеводов также имеет свои особенности. Зимний ее вариант — малица и обувь шьется их олених шкур, а для этого их необходимо обработать. И гимназистам дали возможность увидеть, как выделывают камус. Это трудоемкий процесс, но он не испугал ребят, многие из них захотели и сами попробовать. Управиться с инструментами для выделки камуса оказалось совсем не просто.
Рассказ о традиционной одежде оленеводов ведущие подкрепили сказкой «Кепысь» в переводе на русский язык «Варежка». Кукольный спектакль проходил на коми языке. Не все слова учащимся были понятны, но суть они уловили. В сказке рассказывалась история о том, как появилась малица. Дед оленевод потерял в тундре варежку, и много зверей хотело в ней поселиться, но верный друг человека — собака вернула ее хозяину. И с тех пор женщины решили пришивать варежки к малице.
Этот вид одежды оленеводов также показали гимназистам, и они даже смогли примерить ее.
Как рассказала заведующий сельским домом культуры Надежда Филиппова, программа «В царстве белого снега» прошла проверку на практике, очень понравилась как учащимся, так и учителям, поэтому подобные уроки будут предложены и другим образовательным учреждениям города, чтобы юные интинцы смогли приобщиться к культуре коми народа.