Как уберечь ребенка от употребления психоактивных веществ

В наши дни любому ребенку могут предложить наркотики где угодно: в учебном заведении, во дворе и на дискотеке. 

Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может». Поэтому единственная возможность оградить подростка от употребления наркотических средств и психоактивных веществ (ПАВ) — воспитать его таким образом, чтобы у него не было потребности прибегать к воображаемому счастью, чтобы реальная жизнь делала его счастливым.

Согласно данным опросов, наиболее частым мотивом употребления наркотиков подростками оказывается «неудовлетворенность жизнью и желанием отвлечься от нее», а микросреда, в которой вращается современный ребёнок, весьма неблагоприятна.

Наиболее распространенные причины и факторы, ведущие ребенка к употреблению ПАВ:

— социально-педагогическая запущенность;

— глубокий психический дискомфорт, который вызван неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в классе, неправильным (несправедливым отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.);

— отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастные кризисы;

— отсутствие условий для самовыражения;

— безнадзорность и смещение социальных и личных жизненных целей и планов с позитивных на негативные.

Особую роль и значение играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушия и невнимательности к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности и незащищённости. 

Для профилактики употребления детьми ПАВ родителям необходимо, прежде всего, создать приятную атмосферу в семье. Если ребенку с ними плохо,он, как правило, начнет искать, к кому бы ему эмоционально «прикрепиться». Скорее всего, это будет подростковая компания. А, так как употребление ПАВ среди подростков сейчас распространено, существует вероятность того, что компания окажется зараженной наркотическим «вирусом». 

Крайне важно поддерживать с ребенком эмоциональный контакт: вникать в его интересы, сопереживать его увлечениям, показывать ему свою любовь. Время, проведенное с детьми, — лучший способ достичь духовной близости с ними. С самого детства необходимо воспитывать в детях любовь к жизни. Следует чаще говорить о том, как хорошо быть здоровым, сколько интереснейших занятий и замечательнейших мест есть на свете, и какое счастливое будущее ждет вашего ребенка. Ведь, если мы сами не верим, что жизнь прекрасна и удивительна, что же мы можем противопоставить «наркокультуре», утверждающей, что без наркотиков в этой жизни и радоваться нечему?

Старайтесь проводить с ребёнком как можно больше времени, быть в курсе его школьной жизни, приглашать к себе домой его друзей. Не контролируйте его, а живите с ним одной жизнью, любите его и принимайте таким, какой он есть.

Предрасположенность к употреблению алкоголя, ПАВ, наркотиков непосредственно связана с тем, насколько человек себя уважает. Психологи утверждают, что дети, имеющие высокий уровень самоуважения, чаще отвечают «нет», когда им предлагают попробовать спиртное или наркотики.  Сформировать самоуважение у ребенка можно, если часто хвалить его даже за незначительные успехи, помогать ему ставить перед собой реальные цели, привлекать к совместной работе, чтобы он чувствовал себя частью команды и получал удовлетворение от выполненных обязанностей. 

Почаще хвалите своих детей, обнимайте, говорите, что вы их любите; критикуйте и оценивайте не личность ребенка, а отдельные поступки. Не скупитесь на улыбки и поощряйте даже малейшие достижения, так как известно, что к употреблению наркотиков наиболее склонны подростки с низкой психоэмоциональной устойчивостью, склонные неадекватно реагировать на стресс, не умеющие найти выход из психотравмирующей ситуации, имеющие высокий уровень притязаний и низкую самооценку. 

Помогите своему ребенку сформировать собственное отношение к наркотикам. Эксперименты детей с ПАВ начинаются уже с 3 — 4 класса. Ваша информация должна опередить негативное влияние наркоманов, их рекламу «самого крутого и модного кайфа». В 12 — 14 лет подростки знают о наркотиках многое, они говорят о них друг с другом. Дайте ребенку понять, что с вами тоже можно об этом говорить. Если вы избегаете этой темы, ребенок будет искать информацию у других людей и, не дай бог, попадёт на тех, кто употребляет или продает опасное зелье.

Поводом для разговора может послужить фильм, статья, конкретная жизненная история. При разговоре не читайте лекций, не напирайте на вредность наркотиков для здоровья — это для ребенка пустые слова, так как у него пока ещё хороший запас здоровья от рождения, поэтому никакой ценности в их глазах они не имеют. А сыграйте на том, что заложено в самой природе подростка, — стремлении к независимости. Объясните ребенку, что, как только приблизится к наркотикам, он утратит всякую самостоятельность, превратится в заложника или в товар. На нем будут зарабатывать большие деньги, а он, просто расплатится своей жизнью. 

 

Как можно заподозрить, что ребёнок стал принимать ПАВ?

 

Все подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться родителями тактично и разумно. Необходимо все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере ребенка,  ему можно высказать вслух свои подозрения.

 

Какие же это признаки?

 

1. Ребенок начал часто уходить из дома. Эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо объясняются бессмысленными отговорками. Разговоры родителей о том, что они волнуются и расспросы о том, где ребенок находился, вызывают у него злость и вспышку раздражения.

2. Ребенок начал очень часто врать. Эта ложь стала своеобразной. Версии обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Подросток перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.

3. За достаточно короткий промежуток времени у ребенка практически полностью поменялся круг друзей. Появившихся новых друзей Вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество «таинственных» звонков и переговоров по телефону. Причем, ребенок практически не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных переговоров могут попадаться слэнговые словечки.

4. Подростка перестали интересовать семейные проблемы. Он изменился, стал по отношению к родителям более холодным, недоверчивым «чужим».

5. Ребенок вообще изменился. В основном, в сторону ничем не мотивируемой

раздражительности, вспышек крика и истерик. У него внезапно и резко меняться настроение. 

6. Ребенок потерял свои прежние интересы. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.

7. У ребенка изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.

8. У Вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако, хотя бы редкие попытки «незаметно» что-то украсть встречаются практически во всех семьях.

9. Вам все чаще кажется, что подросток возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, ребенок пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату.

Родителям стоит обратить внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Всерьез думать о наркотиках возможно, если есть твердая уверенность, что у ребенка есть признаки, по крайней мере, восьми из девяти приведенных изменений поведения.

 

Внешние признаки употребления психоактивных веществ

 

Здесь приведены наиболее типичные признаки употребления конкретных наркотиков. Если Вы находите у ребенка иглы, шприцы, похожую на укроп зеленую траву и подобные предметы, вам и самим должно быть понятно, что это значит. Однако есть и менее заметные признаки, по которым вы сможете понять, что беда постучала в ваши двери.

 

Общие признаки употребления психоактивных веществ:

 

— внешний вид и поведение в той или иной мере напоминает состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию;

 — изменение сознания: сужение, искажение, помрачение;

— изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не соответствующие данной ситуации;

— изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);

— изменение координации движений: их плавность, скорость, соразмерность (размашистость, резкость, неточность), неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное — при закрытых глазах), нарушенный почерк;

— изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища;

— блеск глаз;

— сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет;

— повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;

— изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность, или же замедленность, невнятность, нечеткость речи.

 

Помните, чем раньше Вы заметите неладное, тем легче будет справиться с бедой!