Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, пришло к нам из глубины веков и относится к эпохе первобытной культуры. Его началом можно считать тот момент, когда был сделан первый стежок на одежде.
Материалом для вышивания в разные времена служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.
Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.
Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6 — 5 векам до нашей эры. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями.
Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран Западной Европы в период Средневековья.
В Англии с 13 века известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В 16 — 17 вв во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием изображений растений, животных, птиц на льняных и шерстяных тканях отличались вышивки Испании.
Одна из первых вышивальных школ на славянских землях была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной-Янкой, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями.
До конца 18 века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением кустарных промыслов и разнообразных видов ремесел вышивание стало для многих мастериц профессией.
Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, подчеркивающих край одежды. Давние традиции украшения одежды и предметов быта национальной вышивкой сохраняются и на Украине. Строгими узорами «белым по белому» и пышными растительными орнаментами украшали одежду, рушники, платки, скатерти и многое другое. Для вышивки Беларуси характерны сочные орнаменты «красным по белому», мережки, вырезывание, шитье по сборкам и др. В вышивке прибалтийских народов преобладают геометрические и растительные мотивы узоров, исполненные разнообразными техниками.
Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. В Грузии распространена вышивка шелком, шерстью и золотом женских и мужских рубах, верхней одежды, нагрудников, косынок, поясов, подушек, ковров и многих других изделий. Армянская вышивка представляет собой стилизованные растительные и геометрические мотивы. В Азербайджане тамбурными швами цветным шелком по красному сукну, черному бархату, атласу и сатину вышивают мотивы орнаментов, состоящих из завитков, цветков, листьев и стеблей растений. Многовековую историю имеют вышивки Средней Азии, известные с 3 — 8 веков, с характерной композицией круга — символа солнца. Здесь отсутствовали изображения человека и животных, которые запрещались религией.
Нас восхищают прекрасные произведения искусства, дошедшие к нам из далеких эпох и хранящиеся во многих музеях, где проявились самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету и фактуре, рукотворные изящество и неповторимость узоров и красок, разнообразие вышивальных техник. Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и современные — декоративные, более легкие в исполнении швы, создавая новые образцы народного творчества.