Отозванный Сергеем Гапликовым законопроект, предполагал в законе «Об оленеводстве» изменения, касающиеся отмены запрета движения вездеходов и грузового транспорта, в период отсутствия устойчивого снежного покрова вне специально отведенных дорог на землях, занятых оленьими пастбищами.
— Принятие этого закона негативно отразилось бы на экологической безопасности приполярных и полярных территорий, и в дальнейшем могло повлечь за собой серьёзный урон уязвимой северной природе — почвам, растительности, местам обитания животных и их кормовой базе. Мы выступаем за цивилизованный подход к развитию территорий, — пояснил свое решение Глава региона.
Напомним, изменения были внесены в парламент Коми прежним руководством республики, его поддерживали промышленники, лоббируя собственные интересы. Однако он натолкнулся на сопротивление — противников у нововведений оказалось немало. Одним из них выступил Василий Жердицкий, депутат Государственного Совета Республики Коми от Инты.
— Я очень рад, что Глава Коми услышал нашу позицию. Ведь ухудшается состояние кормовой базы для оленей, колеи от техники «не заживают», на восстановление земляного покрова уходят десятилетия. Мы с депутатами обсуждали эту тему, пытались донести проблему до остальных, чтобы и они приняли нашу сторону, так как в Госсовете людей, действительно знающих сельскую жизнь, единицы.
Депутат выразил благодарность своей соратнице, члену исполкома «Коми войтыр» Галине Терентьевой. Она не раз поднимала проблемный вопрос на конференции коми народа и межрегиональном съезде «Коми войтыр».
— Мы несколько лет боремся за то, чтобы законопроект «не прошел». Живя в оленеводческом районе, нам небезразлична экология, сохранность оленьих пастбищ и уникальных экосистем Севера. Ягель — это мох, который восстанавливается столетиями, а техника, которая колесит летом по тундре, уничтожает его, разрушает почвенный покров, и это может привести к экологической катастрофе».
На стороне противников изменения республиканского закона и Роман Полшведкин, замминистра промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта. В своем интервью республиканскому Комиинформу он заявил буквально следующее:
— Мы полностью поддерживаем инициативу главы Коми. Бесконтрольное хозяйствование может привести к тяжелым последствиям для экологии региона. Для примера: тяжелый трактор неизбежно продавливает 30 см мягкой почвы до мерзлоты и таким образом вскрывает теплоизоляцию, обеспечивая доступ теплого воздуха к мерзлоте в летнее время. Разрушение этого слоя способствует таянию подземных льдов, образованию просадок и провалов. Достаточно гусеничному трактору проехать по тундре и разрушить мох, чтобы вскоре следы от гусениц превратились в канаву, а затем и в глубокий овраг. Расчищенная грунтовая площадка через несколько лет может превратиться в провальное озеро. Попадающие в грунт нефтепродукты при добыче нефти разлагаются очень плохо. Низкие температуры и незначительное содержание кислорода в почве способствуют длительному сохранению нефтяного загрязнения. Самоочищения в зоне многолетней мерзлоты практически не происходит.
По мнению Р.Полшведкина, положительным является то, что закон «Об оленеводстве» действовал в старой редакции, и это давало законные основания для запрета движения по тундре тяжелой техники.
Несколько лет шла полемика о плюсах и минусах данного законопроекта. Все понимают, что совсем запретить движение тяжелого транспорта по тундре невозможно. Значит, необходимо ввести подзаконный акт, который будет регулировать порядок движения по тундре тяжелой техники, либо переведет всю технику с гусеничной на колёсные шины, тем самым обеспечив не такой сильный урон нашей хрупкой природе. Этим вопросом теперь и предстоит заниматься правительству и депутатскому корпусу региона.