Анализ детской и подростковой преступности в Инте озвучен на состоявшемся 26 июня в интинском филиале общественной приемной главы РК информационном часе. О чем говорят цифры и… специалисты?
В семье растет ребенок. Первые друзья, первые отметки в дневнике, первые удачи. Сколько светлых надежд возлагают родители, будучи уверенными в благополучии дочерей и сыновей. Как же происходит, что некоторые из них в какой-то момент взросления ошибаются? Оказываются в «плохой компании», прогуливают уроки, вступают в конфликт со взрослыми и законом, оказываются на скамье подсудимых.
Живой и активный диалог развернулся в ходе обсуждения поставленных ведущим встречи, заведующим интинским филиалом РОП главы РК Наталией Демиркушак вопросов. Итак, со слов руководителя следственного отдела по г. Инте Александра Киселева, из большинства расследуемых уголовных дел, где подозреваемыми или потерпевшими являются несовершеннолетние, это преступления против собственности, драки, сбыт наркотических средств, участились случаи посягательств на половую неприкосновенность. Александр Киселев пояснил, что при выяснении обстоятельств совершенных противоправных деяний, зачастую подросток даже не осознает всей степени ответственности за случившееся, его последствий, опасности для окружающих.
– Первоочередной причиной совершения противоправных деяний, на мой взгляд, является недогляд родителей, то есть недостаток воспитания, – отметил руководитель следственного отдела Инты.
Нельзя не согласиться, что некоторые современные папы и мамы, организуя семейную жизнь, акценты расставляют в пользу материального благополучия: купить жилье, обустроить его по последнему слову моды, заработать на машину, а если получится, то не на одну. Кто-то добавит, что нужно еще и одеть-обуть, накормить домочадцев и т. д. Потребности наши, безусловно, актуальны. Но при этом не менее актуальным остается воспитание детей.
– Устраивая быт, нельзя забывать о своих чадах. А им, кроме еды и одежды, нужно еще и родительское внимание, душевное тепло, искренняя заинтересованность взрослых в их в жизни, поддержка и порицание, обсуждение волнующих вопросов, доверие и контроль, – подчеркнул в начале разговора Александр Киселев.
И не всегда правонарушителями являются дети из малообеспеченных и неблагополучных семей.
– Я не знаю, что еще ему нужно? – сетует мать провинившегося перед законом подростка. – У него и компьютер, и телефон, и одежду только успеваем покупать. Стараемся с отцом, чтобы не хуже, чем у других. А он совсем от рук отбился!
Такое часто приходится слышать начальнику отделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по г. Инте Ольге Афанасьевой, ведущей в рамках своей профессиональной деятельности приемы для родителей и самих несовершеннолетних. Однако, как правило, родители спохватываются, когда поведение подростка становится опасным и уже неуправляемым, когда отец и мать перестали быть авторитетом, и, переступив через все запреты и не внемля уговорам и наставлениям взрослых, юноша или девушка продолжают настаивать на своей линии поведения.
– Очень часто сталкиваемся с отчаянием родителей или их изначальным равнодушием по отношению к проступкам ребенка. С такими детьми работать гораздо сложнее и возвращать их к послушанию, трудолюбию, прилежанию, ох, как непросто! А иногда и невозможно. В таких случаях ищем помощи у коллег, – поделилась Ольга Афанасьева.
В нашем городе, как и по всей стране, созданы и осуществляют свою деятельность так называемые субъекты профилактики – органы, работающие с несовершеннолетними: образовательные и медицинские организации, отделы опеки и попечительства, органы социальной защиты, занятости населения, ОМВД, комиссия по делам несовершеннолетних, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования. Как говорится, всем миром лицом к ребенку. Насколько эффективна их работа с интинскими подростками? Каков общий результат? Или имеет место формальность?
– Могу с полной уверенностью говорить о слаженной работе субъектов системы профилактики по общей преступности среди несовершеннолетних в нашем городе, – отметила помощник прокурора г. Инты Галина Вертинская. – Что такое хорошо и что такое плохо, ребенок с ранних лет познает и в семье, и в детском саду. Затем школа, где его систематически «погружают» в информационную среду по теме законопослушания. Как говорится, вода камень точит, так и в этом случае на протяжении учебных лет под грамотным педагогическим воздействием у детей формируется сознательное отношение к окружающему миру и обществу, становятся более понятными рамки дозволенного и черта, за которую ни при каких обстоятельствах переступать не следует.
И, продолжая мысль Галины Вертинской, снова возвращаемся к убеждению, что все это работает, когда в семье у ребенка мир и лад, когда родители заботятся о духовном, нравственном воспитании и сами являются примером поведения в разных жизненных ситуациях.
Ранняя профилактика эффективна с детьми, которые воспитываются в благоприятной семейной атмосфере. Там же, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут асоциальный образ жизни, профилактика неблагополучия детей полностью ложится на профессионалов учреждений.
С таким ребенком каждый субъект профилактики на постоянной основе отрабатывает в рамках своих компетенций, предъявляет требования, что дает определенный положительный результат. Безусловно, он будет выше там, где родители мотивированы «вытащить» подростка из трудной или опасной ситуации. Если же со стороны семьи полное безразличие и никаких действий – итог, увы, соответствующий.
Основной упор, как считают специалисты, работающие с «трудными» детьми и подростками, необходимо делать на профилактическую работу через организацию занятости несовершеннолетних. Именно поэтому вовлечение детей в кружки и секции системы дополнительного образования – приоритетная задача профилактики детской преступности.
– Статистика подтверждает, что занятые спортом, музыкой, танцами, посещением кружков и студий, дети учатся и трудиться, и планировать свое внеурочное время. Еще один немаловажный фактор – они попадают в среду благополучных сверстников, увлекаются интересным делом, обретают друзей и таким образом у них формируются другие интересы, нежели бродяжничать, хулиганить, совершать противоправные деяния, – продолжила диалог общественный представитель уполномоченного по правам детей Мария Березина.
На ее страницу в социальных сетях нередко обращаются родители с вопросами. К примеру, как разлучить несовершеннолетнего с «плохой» компанией сверстников? Уговоры не действуют, наказания в виде лишения телефона или игр на компьютере, ограничения прогулок вызывают бурю негодования и лишь усиливают конфликт с родителями: протестуя, подросток дерзит и уходит из дома.
В таких случаях психологи советуют найти причину, понять, что привлекает ребенка в данной компании, понять его мотив общаться с неблагополучными ребятами. Когда ситуация достигает критического накала, малолетних правонарушителей временно изолируют от общества, направляя в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей до тридцати суток или специальные воспитательные учреждения закрытого типа до трех лет.
Ольга Афанасьева зачитала некоторые цифры статистики за первое полугодие 2018 года:
– в ходе 31 рейда выявлено 64 подростка, гулявших в ночное время по городу или засидевшихся допоздна у друзей (Родители! Ау! Вы сами-то где? Почему ваши дети не дома? – примечание автора);
– продолжаются случаи краж личного имущества, угоны транспортных средств;
– завершено 3 уголовных дела по незаконному обороту наркотических средств с участием несовершеннолетних;
— 8 детей, совершивших противоправные деяния, на сегодня еще не достигли возраста привлечения к уголовной ответственности;
– зарегистрировано 12 преступлений с участием несовершеннолетних;
– снизился уровень групповой детской преступности, наблюдается рост числа несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии опьянения.
– Что крадут? Что угоняют?
– Угоняют велосипеды и автомобили. Крадут телефоны, товары из магазинов.
– Причем ни один ребенок, совершивший кражу продуктов из торговой организации, не пояснил, что в момент совершения преступления был голоден, а дома отсутствуют продукты питания, – заметила Галина Вертинская.
Она же обратила внимание собеседников на то, что подростки из неблагополучных семей, как правило, знают, кому рассказать о том, что дома не все ладно, кого попросить о помощи, иногда самостоятельно обращаются в социально-реабилитационный центр и там находят и приют, и укрытие от своих недетских бед.
В завершение беседы специалисты выразили уверенность в том, что существующая система профилактики неблагополучия несовершеннолетних действенна и многим ребятам удается помочь, предостеречь, уберечь от беды. Сложной задачей остается работа с неблагополучными родителями, а ведь именно от них, мам и пап, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер, зависит то самое правильное воспитание, что становится впоследствии залогом законопослушания и благополучия дальнейшей жизни подростка.