В Общественной палате Коми уверены: сентябрьские выборы будут яркими, конкурентными и провокационными

С начала выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы Российской Федерации Общественный штаб по соблюдению избирательных прав граждан, а также по контролю и наблюдению в Единый день голосования 19 сентября 2021 года начал активную работу.

Эксперты Общественной палаты Республики Коми оценили начало избирательной кампании и роль общественности в ней.

Александра Афонина, эксперт Ассоциации «Независимый общественный мониторинг», директор Исполнительной дирекции Общественной палаты Республики Коми:

Фактически выборы уже стартовали. Поэтому Общественный штаб по контролю за соблюдением избирательных прав граждан, созданный на базе Общественной палаты региона, начинает работать в полную силу. Основная задача штаба – это общественный контроль действий всех участников процесса. Мы представляем Гражданское общество, поэтому считаем, что перед законом все равны, неприкасаемых нет. Независимо от партийной принадлежности нарушитель должен быть привлечен к ответственности по всей строгости закона.

В состав Общественного штаба включены эксперты, юристы и лидеры общественного мнения со всей республики. Более того, эксперты федерального уровня уже оказывают нашему штабу поддержку – помогают квалифицировать действия участников избирательного процесса, участвуют в мероприятиях Общественной палаты. Это говорит о том, что выборы депутатов Госдумы важны в каждом регионе страны. Аналогичную поддержку Республика Коми оказывает и соседним регионам.

До дня голосования Общественный штаб проведет ряд мероприятий: в ближайшее время мы обсудим политический ландшафт региона, конкурентность выборов. Без внимания не останется процесс регистрации партийных списков и кандидатов – одномандатного. Последние исследования показывают, что избирательные комиссии откинули формализм, процент зарегистрированных кандидатов от оппозиционных партий растет. Это говорит о повышении правовой культуры.

Конечно же, Общественный штаб будет оперативно реагировать на нарушения законодательства об агитации. Повторения прошлогодней истории, когда все муниципалитеты тотально заклеивались, мы не допустим.

Юрий Болобонов, член Общественной палаты Республики Коми, электоральный юрист:

Выборы стартовали, но до наступления активной фазы – агитации, наша экспертная задача состоит в общественной оценке результатов выдвижения и регистрации кандидатов. Мы будем оценивать политическую конкуренцию и шансы партий и кандидатов на получение заветного мандата. Пока мой прогноз таков: кампания будет конкурентная и яркая, несмотря на то, что пока в республике активно работают два кандидата.

Основной целью нашей работы является легитимная всего процесса, то есть возвращение веры жителей республики и всей страны в этот демократический институт. Я как электоральный юрист с огромным стажем могу отметить, что процедура этой кампании как никогда демократична и прозрачна, а мы, общественники, является еще одним инструментом в решении проблемных вопросов реализации активного избирательного права.

Я считаю, что задача власти – максимальное распространение информации в онлайн-формате о ситуации на каждом избирательном участке. Не нужно замалчивать инциденты, их нужно решать и открыто о них говорить.

 

Игорь Бурлаченко, эксперт Общественной палаты Республики Коми, юрист:

Если посмотреть на ситуацию с предстоящими выборами глазами рядового избирателя, а именно он и будет главным действующим лицом, то подготовка кампании ведётся вяло. По сравнению с прошлыми годами слабо освещается позитивная деятельность лидеров, недостаточно публикаций о созидательной деятельности кандидатов. Речь идёт именно об информационном обеспечении в официальных СМИ, а не об агитации. Думаю, что работа партий с ранее не охватываемыми сообществами, например, широкий охват субъектов малого и среднего бизнеса, принесет значительные результаты. Всё сказанное относится и к Общественному штабу по контролю за выборами. Следует шире освещать его деятельность в официальных СМИ.

Самыми существенными рисками в проведении избирательной кампании можно считать практически неизбежные провокационные действия в отношении политических партий. Такие примеры история избирательного процесса прошедших трех циклов имеются и освещены достаточно широко. Можно уверенно предположить, что наработанный провокаторами опыт будет воспроизводиться и далее. Противопоставить этому можно разумное сдержанно-разъяснительное поведение, но никак не агрессивную контркампанию, которая только добавляет очки провокаторам.

Положения о многодневном голосовании само по себе обеспечивает достаточную легитимность выборов, при добросовестном его соблюдении.