Где душа обретает покой

В минувшие выходные в Инте после длительного перерыва Дворец культуры и техники открыл свои двери для любителей театрального искусства.

В воскресенье, 11 апреля, на сцене ДКиТ народный театр «Поиск» представил вниманию интинцев премьеру спектакля «Домой!» по одноименной пьесе Людмилы Разумовской. В постановке режиссера театра Артуша Арзаканцяна задействованы актеры молодежного состава «Поиска».

Пьеса «Домой!» погружает нас в конец 80-х годов прошлого века. Место действия – подвал заброшенного дома. Главные герои – подростки-беспризорники, убежавшие из дома и интерната в поисках лучшей жизни, но оказавшиеся один на один с жестокой реальностью.

Выживать в одиночку куда труднее, вот и оказались в одной связке семеро никому ненужных подростков: проститутка Жанна (Екатерина Канева), музыкант Майк, пытающийся заработать игрой в переходах (Игнат Остапенко), малолетняя Танька Рыжая, ожидающая ребенка неизвестно от кого (Анна Алексеева), малыши – попрошайки Фома (Евгений Свиридов) и Близняшка (Виолетта Гибалова). Лидируют над бездомышами наглый и грубый парень по кличке Рваный (Александр Носов) и его «шестерка» – бессердечный амбал Хуля (Иван Голубцов). Чтобы не умереть с голоду, они вынуждены нищенствовать, воровать, торговать собой. Пьянство, ругань, драки и жестокость – постоянные спутники беспризорников.

Все меняется с появлением в подвале Веньки-монаха (Даниил Маурин). Так же, как и остальные герои пьесы, Венька одинок и бесприютен. Он не был принят старцами в монахи, а отправлен идти в мир, помогать обездоленным. В продолжение пьесы Монах пытается вернуть на путь истинный заблудших сверстников, рассказывает им о Боге, молится о спасении их душ. Он дарит озлобленным на весь мир подросткам надежду на спасение.

Но дожить до него суждено не каждому из героев. Совсем еще юная Танька Рыжая умирает во время родов, Майк погибает, защищая свою любимую Жанну, Близняшка покинет этот мир от болезни. Душевно опустошенная Жанна сама сводит счеты с жизнью, не найдя выхода из тупика. В конце спектакля остаются двое – послушник Венька и Фома, после стольких смертей поверивший Монаху.

Интинцы, соскучившиеся по театру за время ограничений, с большим интересом следили за происходящим на сцене, а после финала благодарили актеров бурными аплодисментами.

Очередная премьера театра «Поиск» вызвала положительные отклики у публики. Своими впечатлениями об увиденном с «Искрой» поделились как представители старшего поколения, так и молодежь.

 

Ольга Захватова:

– Невеселые времена рождают безрадостные пьесы. Такие, как «Домой!..» Л. Разумовской. Впервые в жизни смотрела спектакль и ни разу не засмеялась и даже не улыбнулась. Беспросветный сюжет, где название «Домой!» – прием обманутого ожидания. Что «дно» (подвал, сиротство, голод, проституция) не дом, понятно всем. Что смерть не дом, надеюсь, тоже. А третьего в пьесе не дано. Отсюда и потрясение, которое испытывает зритель после спектакля. Потрясение, не похожее на катарсис.

При этом удивляет абсолютно органичная игра актеров. А ведь это молодежный состав театра «Поиск»! Невольно задумаешься: или Артур Арутюнович тонко объяснил каждому рисунок роли, или сами ребята точно вжились в образы своих героев, или все вместе сошлось… Но зал проникся. Причем сразу, в 1 действии, еще до антракта. А в конце – слезы, молчание, аплодисменты! Это и есть настоящий спектакль!

 

Степан Богданов, учащийся 9-го класса:

– На спектакль пришел поддержать своих лучших друзей, задействованных в постановке. Кроме того, очень хотелось посмотреть новую работу Артура Арутюновича, с которым лично знаком. Впечатление от спектакля потрясающее! Я знаю многих из этих ребят лично, и на сцене они раскрылись совсем в других образах. Безусловно, это заслуга Артура Арутюновича. Произведение, которое легло в основу спектакля, считаю хорошим выбором. Оно раскрывает темные стороны современного общества. Несмотря на то что мы живем не в 90-х годах и многие негативные вещи ушли в прошлое, тема, затронутая в спектакле, все равно остается актуальной.

Было интересно также задать один вопрос актрисе Анне Алексеевой, сыгравшей Таньку Рыжую:

 

– Насколько сложно было вжиться в роль 15-летней девочки на восьмом месяце беременности, изображать начало родов?

– Я впервые играла так, что плакала. Тяжело было представить, что я умираю. Настраивалась на сцену смерти в самом начале спектакля, так что глаза были на мокром месте. Поэтому сложно играть беззаботную в начале пьесы девочку, зная финал. До последнего не приходит понимание того, что ты сейчас умрешь.

Непросто было привыкнуть к «животу», для этого приходилось ходить с ним на каждой репетиции. Дошло до того, что перед выступлением стала ощущать фантомные боли. Также тяжело было имитировать схватки. Но моя роль не такая сложная по сравнению с ролью Кати Каневой, сыгравшей Жанну. У моей героини – просто живот, а у Жанны – огромный жизненный опыт, грузом навалившийся на плечи. По сравнению с ролью Кати моя не такая уж и тяжелая.

 

Несколько вопросов мы задали и режиссеру народного театра «Поиск», Заслуженному работнику Республики Коми Артушу Арзаканцяну.

 

– Пьеса «Домой!» – довольно непростой материал как для восприятия, так и для исполнения. Почему ваш выбор пал именно на труд Людмилы Разумовской?

– Искал материал для постановок в Интернете, попалась пьеса «Домой!», тема касается подростков и молодежи. Когда полностью прочел текст, понял, что ее обязательно надо попробовать поставить с ребятами.

 

– Действие пьесы затрагивает положение в стране сорокалетней давности, когда нынешних актеров молодежного состава «Поиска» еще не было на свете. Насколько сложно было окунуть нашу благополучную молодежь в атмосферу жестокости и насилия, пьянства и ругани, описанную в пьесе?

– Пьесу мы начали готовить еще в прошлом году, она планировалась к показу в марте, но из-за пандемии премьера не состоялась. Материал сначала вызвал у ребят двоякое впечатление, показался им одновременно интересным и непонятным. Когда читали по ролям, каждый из актеров пробовал читать роли всех персонажей, так ребята пытались прочувствовать и прожить жизнь героев пьесы. Хотя сама эпоха им не совсем понятна, им понятен сюжет, мысли, чувства персонажей, их мечты. Современную молодежь это тоже касается.

 

– В пьесе умирают четверо героев. Смерть для них – дорога домой?

– Дом – это не стены, а место, где человеку хорошо, где душа обретает покой. Для некоторых персонажей пьесы уход в мир иной – единственный выход из тупика.

Допустим, проститутка Жанна больше не видела смысла в жизни и свела с нею счеты. Вся ее душа испачкана донельзя, и выхода иного девушка уже не находила.

 

– Как даются сцены смерти юным актерам?

– Актерам не так-то просто: хочется жить, а тут тебе надо уйти в другой мир. Сложно играть состояние, когда человек жить хочет, а должен умереть. Психологически нелегко, нужно очень включиться, войти в роль. Ведь большинство актеров, к счастью, еще не видели смерть. Во время репетиций были и натуральные слезы.

 

– В оригинале пьеса содержит нецензурную брань. В постановке «Поиска» ее нет.

– Мы всегда ищем замену ненормативной лексике. Не хочется, чтобы мат звучал со сцены. Человек пришел в театр, погружается в его атмосферу. Театр – это то место, где происходит некое очищение, и мне бы не хотелось, чтобы зритель почувствовал себя будто на улице, где мы часто слышим мат.

 

– «Домой!» – не первая постановка «Поиска», в которой прослеживается религиозная тематика. Одна из последних – пьеса Яблонской «Язычники». Это случайно?

– Религиозная тема способствует духовному очищению. У зрителя появляется возможность разобраться в себе. Существуют заповеди, по которым нас призывают жить. Или человек живет по ним, или нарушает – выбор за ним. В обеих пьесах герои стоят перед необходимостью сделать этот нелегкий выбор. В своей пьесе Разумовская затронула жизнь подростков, которые находятся в начале становления их как личностей, они многого не видели, не знают. Здесь важно найти тот путь, который приведет их к добру, к ощущению радости, где они почувствуют душевную свободу. В наших постановках религия присутствует, что называется, без фанатизма. Мы не призываем к вере в бога, а даем возможность почувствовать любовь, свет, добро. Любовь – самая основная духовная ценность. Если она есть, будет тепло, радость, счастье и все, что угодно.

 


Фото автора