Защита прав потребителей в их руках

14 марта, в канун Всемирного дня защиты прав потребителей, в интинском филиале общественной приемной Главы Республики Коми прошла «прямая линия» на тему «Качество и безопасность пищевой продукции».

На вопросы жителей Инты отвечала ведущий специалист-эксперт интинского территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г.Воркуте (Роспотребнадзор) Светлана Анашкина.

Основная часть вопросов затрагивала ситуацию, которую, к сожалению, нередко можно увидеть на прилавках наших магазинов. Это торговля просроченными и некачественными продуктами. Однако, столкнувшись с фактами, горожане предпочитают не доводить дело до разбирательств и чаще всего даже не предъявляют никаких претензий самому продавцу, то есть торговому предприятию. До дверей Роспортебнадзора доходят вообще единицы. И все горожане хотят видеть порядок на торговых прилавках.

 

— Осуществляется ли контроль над сроками хранения товаров в продуктовых магазинах? — так можно объединить сразу несколько обращений интинцев на «прямую линию».

— За соблюдением данных норм должен следить в первую очередь сам предприниматель или юрлицо, то есть руководство той организации, которая занимается реализацией товаров. Это их первейшая задача, поскольку законодательство Российской Федерации запрещает реализацию продуктов питания с истекшим сроком годности. Если мы выходим на объект планового контроля или поступает обращение гражданина с жалобой, то также отслеживаем эти моменты в обязательном порядке. Однако стоит отметить, что в соответствии со статьей 26.1 закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018-го в отношении субъектов малого предпринимательства, к которым относятся все местные торговые предприятия, плановые проверки не проводятся. На сегодняшний день мы можем осуществить свои полномочия, только если к нам поступит жалоба гражданина. При этом она должна быть подана в письменном виде, — сообщила Светлана Анашкина.

 

Такие требования не всех интинцев устраивают, в управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также в другие инстанции нередко поступают жалобы и вопросы, почему специалисты Роспотребнадзора не реагируют на звонки граждан.

— По требованиям ст.10 закона № 294-ФЗ, который описывает наши полномочия при осуществлении государственного контроля при проведении внеплановых проверок, обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не может служить основанием для проведения внеплановой проверки, — пояснила специалист.

 

В связи с этим Светлана Анашкина разъяснила процедуру правильной подачи заявления. Оно не должно быть анонимным, и в нем обязательно необходимо четко указать, к кому и какие претензии возникли у потребителя. Заявление можно принести непосредственно в территориальный отдел управления (ул.Кирова, 23), отправить по почте или посредством электронной связи — Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. В этом случае жалоба будет рассмотрена в установленном порядке, подчеркнула гостья «прямой линии».

Однако Светлана Анашкина также отметила, что даже внеплановая проверка может не дать ожидаемых результатов, так как по действующему законодательству сотрудники Роспотребнадзора прежде, чем войти в торговый зал обязаны представить администрации торгового предприятия обоснование проведения проверки. Естественно, расторопный продавец за это время уберет все лишнее с прилавков. Поэтому специалист в очередной раз призывает потребителей быть крайне внимательными при покупке продовольственных товаров, не спеша изучать информацию производителя, а если что-то непонятно, не стесняться обращаться к продавцу.

Переиначив известное выражение про утопающего, можно сказать, что защита прав потребителя — дело рук самого потребителя. И часто мы не только не руководствуемся этой истиной, но и пренебрегаем самыми элементарными правилами собственной безопасности, приобретая продуктовые товары по неоправданно низкой цене, что может говорить только об одном — продукт просрочен либо срок его хранения истечет со дня на день.

— В этой ситуации надо руководствоваться не рублем, материальным интересом, а здравым смыслом, делать выбор в пользу качества. Придерживаюсь той точки зрения, что если мы не будем покупать такой товар, то его не будут нам предлагать, — высказала свое мнение специалист Роспотребнадзора.

То же касается и резаного продукта — так называемого «нестандарта» в овощных отделах, магазинах, павильонах. Об этом также задавались вопросы в ходе «прямой линии».

— По поводу резанной плодовоовощной продукции санитарное законодательство говорит однозначно — «запрещается реализация плодов, овощей с нарушением целостности кожуры. Ни в каком виде этот продукт не должен реализовываться. Здесь речь опять же идет о безопасности продукта. Если вы делаете выбор в пользу обрезанных овощей и фруктов, то просто рискуете своим здоровьем, причем значительно, так как на них присутствует гниль, вредоносные микроорганизмы и никто не знает, был ли хотя бы элементарно обработан нож, которым резался товар, — напомнила Светлана Анашкина.

 

В ходе «прямой линии» была затронута и тема возврата продукта. Одна из обратившихся к специалисту интинок рассказала о случае, с которым ей пришлось столкнуться: при приеме откровенно заплесневелого продукта назад продавец вычел стоимость нехватки (пара печенюшек) из возвращаемой суммы.

— Насколько это правомочно? — поинтересовалась интинка.

— По правилам продажи отдельных видов товаров, утвержденным постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года (п.27) прописаны права потребителя в случае приобретения товара ненадлежащего качества. Один из его подпунктов гласит — «при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы, продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери товарного вида или других подобных обстоятельств». Если встает вопрос о возврате денежной суммы за некачественный товар, то стоимость должна быть возвращена та, которую уплатил покупатель. При этом возврат должен быть произведен в 10-дневный срок с момента подачи претензии продавцу, поэтому лучше подстраховаться и направить ее по почте заказным письмом, чтобы потребитель имел на руках доказательства наличия заявления, — рекомендует специалист.

 

Есть у интинцев претензии и по поводу размещения продуктов питания на прилавках магазинов. Обратившихся за консультацией интересовало, насколько правомочно близкое соседство сырых и готовых к употреблению продуктов.

— Санитарные правила запрещают совместную реализацию сырой и готовой к употреблению продукции. Они должны реализовываться раздельно — отдельное рабочее место, прилавок и весы для отпуска товара. Также запрещается реализация непродовольственных товаров в непосредственной близости от реализации продовольственных товаров. Однако законодательство не дает уточнений, что такое «непосредственная близость», поэтому реализация таких товаров в разных, пусть и находящихся рядом отделах не считается нарушением, — сообщила специалист-эксперт Роспотребнадзора.

 

И в завершение «прямой линии» Светлана Анашкина еще раз напомнила интинцам о необходимости проявлять разумную осторожность и здравый смысл при выборе продуктов питания для своего стола и сохранять чеки. Это поможет избежать неприятных (а порой и трагических) последствий и более легко решить спор с торговым предприятием, в случае его возникновения.


Фото автора