В каких ситуациях потребитель прав, а в каких нет; как часто управляющие компании должны травить грызунов в жилых домах; можно ли и каким образом, вернуть деньги за некачественный товар, купленный со скидкой?
Эти и многие другие вопросы обсуждались во время «прямой линии», которая состоялась в среду, 17 августа, на базе интинского филиала республиканской общественной приемной Главы РК. Участники мероприятия — заведующий общественной приемной Василий Сидор, ведущий специалист-эксперт территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г.Воркуте (Роспотребнадзор) Светлана Анашкина, председатель общественного совета при администрации МОГО «Инта» Дмитрий Петухов.
На правах ведущего Василий Сидор попросил Светлану Анашкину прокомментировать ситуацию, обсуждаемую в соцсетях. Так, житель нашего города в одной из групп сетовал на то, что купил в одном из интинских магазинов мороженое. На то, что продукт был уценен, не обратили внимания. Дома увидели, что мороженое испорченное, отнесли обратно в магазин. Там отказались вернуть деньги, ссылаясь на то, что продукт уцененный. А вместо денег дали покупателю совет: быть внимательнее. В связи с этим возникает вопрос:
— Не является ли нарушением отказ продавца вернуть деньги?
Светлана Анашкина, в первую очередь, заострила внимание участников «прямой линии» на причине уценки товара и детально разобрала конкретный случай.
— Если уценка произошла в связи с истечением срока годности, то это одна ситуация. Если торговая организация приняла решение снизить цену для того, чтобы быстрее реализовать продукт, это уже другая ситуация. В случае обнаружения ненадлежащего качества товара (истек срок годности, деформирована упаковка, явные признаки того, что мороженое растаяло, потом его вновь заморозили), требование потребителя о возврате уплаченных денег или замене товара на другой, надлежащего качества, должно быть удовлетворено. Причем это должно быть сделано независимо от того, уценен этот товар или он продан по первоначальной стоимости, — пояснила эксперт Роспотрбнадзора. — Нередко торговые предприятия устраивают акции — по сниженной цене реализуют товар надлежащего качества, у которого и срок годности не истек, и товарный вид сохранен, и соблюдены другие требования. Если, купив уцененный товар, покупатель уже дома при вскрытии упаковки обнаруживает какое-либо несоответствие качеству товара (консистенция неподобающая, нехарактерный данному продукту запах и др.), он вправе обратиться в торговую организацию с требованием о возврате денежной суммы или замене продукта на товар надлежащего качества.
Продолжая тему продажи уцененных продуктов, Василий Сидор попросил Светлану Анашкину разъяснить, а можно ли вообще допускать к реализации некачественный товар. Ведь потребителя не устраивает система, когда в магазинах нужно самому быть внимательнее и лично принимать решение и ответственность за покупку. В качестве примера привел реализацию нестандартных овощей в торговых точках. Не секрет, что слегка подгнившие овощи и фрукты у населения пользуются большим спросом. К примеру, залежалые помидоры у многих идут в переработку, люди делают из них аджику. Либо такую продукцию из-за сравнительно низкой цены вынуждены покупать малоимущие слои населения, пожилые люди с маленькой пенсией. По мнению Василия Сидора, владельцы торговых точек должны честно писать на подобной продукции: «Гнилье, не подлежит к употреблению».
— Что можно посоветовать людям — покупать или нет?
— Если товар уценен по причине истекшего срока годности, то однозначно сам факт его реализации (уцененного или нет, не важно) само по себе нарушение правил продажи товаров отдельных видов, требований технических регламентов и иных требований, в том числе санитарного законодательства. Таким образом, товар, срок годности которого истек, ни по какой цене не должен быть в реализации. И надписи «для выпечки», «на корм животным» здесь роли не играют. Просроченный продукт априори не пригоден для употребления в пищу. Закон «О защите прав потребителей», правила продажи, технический регламент четко гласят: реализация товара по истечении срока его годности запрещена. То же самое, по заявлению специалиста Роспотребнадзора, касается плодовоовощной продукции. Овощам и фруктам с нарушением целостности кожуры, пятнами, признаками гнили не место на прилавках магазинов и других торговых точек. Отвечая на вопрос Василия Сидора, Светлана Анашкина, обращаясь ко всем потребителям, посоветовала хорошо подумать, стоит ли покупать просроченный товар из категории «на корм животным» или «для выпечки», а также нестандартные овощи и фрукты.
— Потребитель берет на себя ответственность за приобретение некачественного продукта, — заключила эксперт Роспотребнадзора.
После такого заявления у Василия Сидора возник вопрос:
— Как реагирует на продажу некачественных товаров надзорный орган — по выявленному факту или по жалобам от населения?
— Сегодня законодательство трактует эту ситуацию следующим образом: представитель надзорного органа может выйти на объект только при наличии на то законных оснований, которые перечислены в 294-м законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление информации о ситуации, которая может повлечь за собой причинение вреда и угрозы жизни и здоровья потребителя; или получение информации о нарушении прав потребителей. Причем обращение должно поступить непосредственно от потребителя, права которого нарушены, — пояснила Светлана Анашкина и отметила, что телефонный звонок — не основание для выхода на объект специалистов Роспотребнадзора, надзорный орган реагирует только на письменные жалобы.
Следующим Василий Сидор поднял вопрос о требованиях, предъявляемым к торговым точкам, расположенных на улице. С наступлением лета в Инте повсеместно «вырастают» торговые палатки, реализующие плодовоовощную продукцию. Продавцы там работают весь день, руки мыть негде, туалет отсутствует. Понятно, что эти палатки удобны для интинцев, эти точки востребованы. Однако встречаются горожане, которые считают, что существование уличных палаток идет вразрез с санитарными нормами.
— Насколько это верно? — поинтересовался заведующий общественной приемной.
— Что касается уличной торговли,- ответила эксперт, — надо четко понимать, что существует несколько видов торговых точек: павильоны, киоски, палатки. Павильон и киоск — стационарные конструкции, имеющие некий фундамент и прикрепленные к определенному земельному участку. Палатка — сборно-разборная конструкция, которую утром развернули, товар продали, а вечером свернули и увезли. В отношении киосков и павильонов в санитарных правилах содержатся требования о наличии воды и канализации (канализования). В условиях нашего города это требование, к сожалению, практически нигде не исполняется. Предприниматели нашли другой выход: заключаются договоры с соседними стационарными торговыми объектами, чтобы продавцы киосков и павильонов могли пользоваться раковиной и санитарной комнатой в этих магазинах. Кроме того, вода может быть привозная, оборудован рукомойник и ведро для сбора сточных вод. В отношении палаток таких требований нет. В любом случае, я думаю, продавцы палаток также находят выход, чтобы решить проблему с мытьем рук и посещением санузла.
Василий Сидор дополнил Светлану Анашкину, сказав, что по его наблюдениям, практически все палатки расположены вблизи от магазинов или объектов общепита. В заключение этой темы специалист Роспотребнадзора напомнила, что в любом случае всю плодовоовощную продукцию необходимо перед употреблением тщательно мыть, независимо от того, где она приобретена.
Свое дополнение к этому разговору внес Дмитрий Петухов:
— Должны ли продавцы палаток отпускать товар в перчатках?
— Наличие перчаток санитарными правилами не предусмотрено, — пояснила Светлана Анашкина.
На вопрос о том, поступают ли в Роспотребнадзор обращения интинцев по поводу некачественного предоставления жилищно-коммунальных услуг, представитель надзорного органа ответила утвердительно.
— Однако, — отметила она, — все они в большинстве своем переадресуются в государственную жилищную инспекцию. Потому что жалобы граждан касаются содержания мест общего пользования многоквартирных домов (крыши, подъезды, лестничные клетки и т.д.). Эти вопросы относятся к компетенции государственного жилищного надзора. В нашей компетенции вопросы, касающиеся санитарного состояния подвальных помещений (факты затопления, захламления и прочее), вывоза мусора, оборудования и содержания контейнерных площадок для сбора мусора, качества питьевого водоснабжения.
Последний вопрос, заданный Светлане Анашкиной, касается дератизации грызунов в многоквартирных домах. Особенно много жалоб о появлении крыс и мышей поступает от жильцов тех домов, рядом с которыми расположены контейнерные площадки.
— Как часто управляющие компании должны травить грызунов?
— Дератизация должна быть проведена по жалобе жильцов. Управляющие компании должны заключать договоры со специализированной организацией, выполняющей работы по дератизации. Некоторые управляющие компании в целях экономии средств самостоятельно приобретают вещества против грызунов и размещают их в подвалах, в стволах мусоропроводов и так далее. Это неправильно, работы по дератизации должны проводиться специально обученным персоналом. Подобные обращения от граждан нам также поступают, мы выходим на объект. По фактам появления грызунов в жилых домах жильцам изначально необходимо обращаться в управляющую компанию. Если УК меры не принимает или недостаточно эффективно провела дератизацию, тогда следует обращаться в Роспотребнадзор.
В ходе «прямой линии» Дмитрием Петуховым поднимался вопрос о так называемой торговле «на асфальте». Речь идет о несанкционированной продаже грибов, ягод, зелени в необорудованных для этого местах — около магазинов «Галантерея», «Космос» и других. По мнению Дмитрия Петухова, подобная уличная торговля несет в себе опасность кишечных заболеваний, поскольку продавцы не имеют сопроводительных документов на товар, у них нет санитарных книжек, чистота рук также вызывает сомнения. Кроме того, товар, который реализуется в несанкционированных точках, неизвестно откуда и как завезен, в каких условиях хранился. Особенно, подчеркнул общественник, угроза велика в летний период, а в Инте довольно долго стояли жаркие дни. В связи с этим общественный совет, опираясь на федеральное законодательство в сфере общественного контроля, планирует организовать рейд по объектам уличной торговли совместно со специалистами сектора изучения потребительского рынка и развития предпринимательства округа. Дмитрий Петухов предложил Светлане Анашкиной как компетентному специалисту в области санитарного надзора принять участие в рейде, который состоится в текущем месяце.