Жизнь — железная дорога

В минувшие выходные Инта дважды отметила День железнодорожника. И для этого был двойной повод: в этом году исполняется 150 лет Северной железной дороге и 15 — компании ОАО «РЖД».

В субботу, 4 августа, работников и ветеранов железной дороги чествовали в поселке Верхняя Инта. На участке рядом с привокзальной площадью прошел традиционный местный праздник. В нем смогли принять участие не только виновники торжества и жители поселка, но и ожидающие свои поезда пассажиры.

В этот день железнодорожники приняли поздравления от представителей администрации Интинского округа. С профессиональным праздником от имени главы МОГО «Инта» Василия Сидора и мэра города Ларисы Титовец работников железной дороги поздравила заместитель руководителя администрации муниципалитета Екатерина Груздева. Она поприветствовала тружеников РЖД и ветеранов-железнодорожников, отметив, что железнодорожный транспорт особенно важен для нашего города, так как является основной магистралью грузовых и пассажирских перевозок.

 

Юрий Морозов, инспектор администрации муниципалитета, работающий в пгт Верхняя Инта, напомнил, что День железнодорожника был и остается одним из главных праздников поселка, и выразил уверенность, что так будет и впредь.

И, как всегда, праздник прошел с большим успехом, в теплой, по-домашнему уютной атмосфере, с концертными номерами, «праздничной почтой», веселыми конкурсами и чаем из настоящего, пышущего жаром самовара.

 

В воскресенье железнодорожников и остальных жителей города ждало праздничное мероприятие на главной культурно-массовой площадке города — площади Ленина. И вновь со сцены звучали поздравления и пожелания в адрес работников РЖД. С профессиональным праздником от имени первых лиц города их поздравил заместитель руководителя администрации МОГО «Инта» Максим Балин. Он также отметил значимость железной дороги и работающих в ее многочисленных подразделениях людей в обеспечении жизнедеятельности округа.

 

- Очень многое зависит от вас. Вы, как кровеносные сосуды, без которых невозможна наша жизнь. Мы очень уважаем ваш нелегкий труд, - подчеркнул Максим Балин.

Поздравления прозвучали и от руководства местного отделения РЖД. Своих коллег с профессиональным праздником поздравили заместитель начальника железнодорожной станции Инта‑1 Виталий Васютич и профлидер интинского узла Елена Авдеева, пожелавшие им удачи, семейного благополучия и, конечно же, карьерного роста.

 

В подарок со сцены прозвучали музыкальные номера в исполнении Марии Родыгиной, Андрея Семенова, Татьяны Семеновой, Дарьи Гавриленковой, Михаила Якорнова, Светланы Сахновой, Андрея Федорко. Танцевальные номера подарили хореографические коллективы «Калейдоскоп» и «Виват».

Кроме концертной площадки, в этот день на празднике работали торговые ряды, ярмарка декоративного творчества ЦНК, «Библиоостров» и детская спортивная площадка, поэтому каждый мог найти увлечение по интересам. Пока взрослые наслаждались творчеством вокалистов и танцевальных коллективов и приобретали сувениры от местных мастеров, детвора показывала чудеса фигурного вождения на велосипедах, мастерские удары по воротам и т. д. Вместе с родителями юные интинцы также с огромным удовольствием приняли участие в играх «Железная дорога: от А до Я», «В путь-дорогу» и конкурсе «Моя республика — моя Инта», которые для зрителей проводили сотрудники центральной библиотечной системы.

 

НАША СПРАВКА

Вот уже 150 лет действует Северная железная дорога — уникальная магистраль, которая начинается в центре России и тянется на 8638 км до Крайнего Севера и Заполярного круга, пересекает Урал, идет из европейской части страны в азиатскую. Это одна из 16 трасс РЖД.

Первым документом, знаменующим появление Северной железной дороги, стало высочайшее повеление императора России, утвердившее устав общества Московско-Ярославской ж/д. Его возглавил профессор Ф. Чижов, который привлек московских купцов. Было собрано 15 тысяч серебряных рублей, тут же приступили к строительству. Неофициально первым участком считается трасса, введенная в эксплуатацию в 1862 году. Она соединяла Москву и Сергиев Посад. По этой дороге длиной 65 верст курсировал десяток паровозов, таща за собой более сотни товарных и пассажирских вагонов, а также 15 багажных.

Важность и нужность дороги была очевидна, поэтому принимается решение ее расширять. С сентября 1868 г. начинается регулярное движение по Шуйско-Ивановской ж/д линии, где курсировали 14 паровозов, возившие 170 товарных и 28 пассажирских вагонов. За короткий срок (1870 — 1872 гг) акционерное общество, во главе которого стоял известный предприниматель и меценат Савва Мамонтов, прокладывает и другие линии: от Александрова до Вологды через Ярославль; из Рыбинска до Сонково; из Иваново до Кинешмы. Волжские торговые города получают прямой выход на Санкт-Петербург и Москву. Мамонтов, создавая магистрали, строил и вокзальные здания в едином стиле. Для этого были приглашены архитекторы Л. Кекушев и И. Иванов-Шиц, их стараниями появляются красивые, с лепниной вокзалы на линии Вологодск — Архангельск.

Северная железная дорога, история которой тесно переплелась с историей страны, знала времена расцвета и упадка. После революции во время субботников только в 1919 году было отремонтировано 226 паровозов. В 1923-м в ходе инвентаризации имущества выяснилось, что 44 % сооружений СЖД изношены. Начинается переоснащение и электрификация железнодорожного сообщения. Уже в 1924-м электрифицирован первый участок: пригородная трасса из Москвы в Пушкино. Веяние того времени не обошло стороной СЖД: в 1935 году впервые проходит слет ударников-стахановцев. Они стремились к экономии топлива, работе без аварий, увеличению скоростей.

К началу войны СЖД перевозила 85 % всех грузов в стране. 22 июня 1941 руководители всех станций Северной дороги, как и других магистралей, получили приказ задерживать эшелоны, направляющиеся в Германию, и содействовать перевозке войск и техники. Стремясь помочь фронту, железнодорожники проводили субботники, осваивали смежные специальности, ремонтировали локомотивы своими силами, выполняли нормы на 200 — 300 %. Многие ушли на фронт добровольцами. В депо организовывали выпуск противотанковых заграждений, бронепоездов, поездов-пекарен и бань. Несмотря на войну, Северная железная дорога строилась и развивалась. В 1941 году за 3 недели были построены пути, которые соединили Октябрьскую и Северную магистраль в районе Кабожа. В 1942 достраивается 367 км Северо-Печорской линии, необходимой для доставки каменного угля. Дорога в военное время строилась по упрощенным схемам, шпалы иногда укладывали на лед и мерзлый грунт. При укладке путей применялся труд лагерных заключенных. В общей сложности за годы войны Северная дорога удлинилась на 1600 км, прочно соединив шахты Воркуты с центром. Скорость, с какой строили Северо-Печорскую магистраль, была невероятной: в сутки создавали 1,9 км. Благодаря СЖД во время войны из Сибири и с Урала на фронт доставляли топливо, продовольствие, технику, уголь. В обратном направлении в безопасные районы везли тысячи эвакуированных людей, оборудование заводов, библиотеки, музейные экспонаты.

Несмотря на все усилия железнодорожников, магистраль понесла большие убытки за годы войны. Всего было потеряно около 16 тысяч поездов, разрушены тысячи километров путей. Для работников Северной железной дороги главным было их восстановить, а также увеличить пропускную способность, ликвидировать зависимость от снегопадов, которые зимой парализовывали движение.

В 1953 году Ярославская и Вологодская ж/д объединяются в Северную, в 1959-м присоединяют к ней Печорскую. Развитие СЖД оживило Крайний Север, стали доступными богатые сырьевые районы: Ухтинский, где перерабатывали нефть; Воркутинский, славящийся добычей угля; Сыктывкарский — переработка леса. К 1965 году почти половина путей была уже переведена на электровозную и тепловозную тягу. В 70-е строятся новые пути, соединившие Архангельск, Карпогоры и Паленьгу, Ядриху и Великий Устюг, Сосногорск и Печорск, Микунь и Вендигу. Вводится автоматизированная система, позволявшая бесперебойно управлять движением множества поездов, семафоры заменяются на светофоры. В 80-е происходит установка автоматического управления рабочих мест. В 1984 году отправляется первый состав из 24 вагонов в Москву.

В планах проложить еще 2 тысячи километров путей СЖД.


Фото Марии СТАРОСТИНОЙ