23 февраля сильная половина населения России отмечает День защитника Отечества.В этом выпуске «Армейских горизонтов» мы познакомим наших читателей с некоторыми фактами из армейской жизни известных (и не очень) интинцев. К участию в проекте неслучайно приглашены люди разных поколений, служивших в разные годы и в разных условиях. Гости нашего издания делятся своими впечатлениями о воинской службе по призыву.
Старшее поколение в нашем проекте представляет директор Станции юных натуралистов Василий Петров. Василий Георгиевич отбыл в ряды тогда еще Советской армии в 1973 году после окончания пединститута. Дипломированного учителя химии-биологии вместе с однокурсниками — учителями географии и физики — призвали из Сыктывкара и направили для прохождения службы в учебную часть в Елани (Свердловская область). По окончании «учебки», всех их направили в учебную дивизию в Чебаркуле. Там молодые сержанты участвовали в подготовке командиров орудий и корректировщиков огня для ГСВГ (группы советских войск в Германии). В тот период служба для тех, кто имел высшее образование, длилась год. На гражданку Василий Петров вернулся в звании лейтенанта.
— Василий Георгиевич, вот Вы закончили институт, стали дипломированным специалистом. Было ли желание идти служить в армию?
— Я из семьи военнослужащих. Дед по отцовской линии — участник Первой мировой войны, дед по материнской линии в царское время служил на Чуйском тракте на Алтае, пограничник. Отец в Отечественную служил в пожарных частях, его брат — в кавалерии у генерала Белова. Мой брат — военный врач. Вырос я в среде военных, на рассказах и воспоминаниях — к службе в армии морально был готов.
— Почему попали именно в артиллерию, или другого выбора не было?
— Призывались мы сразу по окончанию института, предполагали, что в соответствии с гражданской специальностью попадем в войска химической защиты. Но нисколько не жалею, что направили в артиллерию, служить было интересно. В артиллерии, чтобы попасть в цель нужна голова — хорошее знание физики, умение быстро делать математические расчеты, умение ориентироваться на местности. И, конечно, хорошая физическая подготовка.
— С какими сложностями столкнулись в незнакомой для себя обстановке?
— Спустя столько времени сложно вспомнить свои впечатления. Были свои трудности. Молодые ребята попадают в незнакомые условия, оторваны от семьи, от привычного круга общения. Собирается совершенно новый коллектив — ребята разного уровня воспитанности, интеллекта, рождаются новые взаимоотношения. Первоначально самая большая сложность для молодого человека — научиться подчиняться. Конечно, были некоторые притирания. Правда, в нашей части любые попытки неуставных отношений жестко пресекались.
— Что дает служба в армии, кроме военного билета и чистой совести?
— Служба в армии, это возможность проверить себя. Понимаешь, что все вокруг серьезно. Появляется азарт — хочется испытать себя: сможешь ли выдержать физические, преодолеть психологические нагрузки. Физическое развитие, умение решать поставленные задачи в коллективе, развитие чувства локтя и взаимопомощи — эти умения и навыки остаются на всю жизнь. Но самое главное — это развитие чувства патриотизма. Осваивая военную технику, испытываешь гордость за свою страну.
Денис Топорков, заместитель директора школы № 10, призывался в армию в 2007 году после окончания института. Ему выдалось проходить срочную в период реформирования армии, когда срок службы сократили с двух лет до полутора, а для окончивших вуз и того меньше — всего год. Солдатские будни и праздники Дениса прошли в Рязани, в одной из частей ВДВ.
— Денис Андреевич, говорят, что армия — школа жизни, но лучше ее пройти заочно. Вы согласны с этим?
— Заочно такой багаж знаний, какой дают в армии, не получить. Служба, безусловно, нужна. О ней много говорят как хорошего, так и плохого. О своем армейском опыте могу сказать, что было всякое. В целом воспоминания самые светлые, ощущение доброго приключения.
— Вас направили в воздушно-десантные войска, куда мечтают попасть многие призывники. Повезло?
— Многие хотят попасть в ВДВ, и я тоже хотел. Попал сразу в войска, минуя «учебку». С одной стороны — это плюс, с первого дня окунулись в службу. В окрестностях Рязани был наш полигон, куда мы добирались то на машинах, а то и пешком — порядка 40 километров, со всем снаряжением. Это один из элементов боевой подготовки. Было очень суетно, нас задействовали «от и до»: разнообразные учения, стрельбы. Иногда хотелось, чтоб было поспокойней. Из года службы месяцев 5 — 6 мы провели в полях и на полигонах. Не был в других войсках, сравнить не могу, но нам досталось, и это на самом деле было здорово. В то время солдаты выполняли также наряды и на кухне, и в парке, и в столовой, то есть без дела не оставались.
— Что Вам дала служба в рядах Российской Армии?
— Осознание того, что нет невыполнимых задач. Главное, стиснуть зубы и все в итоге разрулится. Мое хобби — туризм, где нужно уметь обходиться малым. Армия учит такому же аскетизму, минимализму. После воинской службы полученные и отшлифованные с годами навыки, безусловно, пригождаются в жизни.
— Ваша работа напрямую связана с детьми, военно-патриотическим воспитанием будущих защитников Родины. Какими словами Вы убеждаете учеников, что надо идти служить?
— Все слова давно уже сказаны. Армия — это, действительно, школа жизни, школа мужества. Год армейской службы учит многому, не только военным навыкам, также бытовым вещам, учит держать мужское слово, настоящей дружбе. Как бы в армии ни было, в памяти остаются самые светлые воспоминания, связь боевых товарищей остается надолго, а бывает, и навсегда.
Самый молодой участник в нашем проекте — Владимир Муслейкин — закончил службу в Вооруженных силах РФ совсем недавно, в ноябре прошлого года. Вопреки своему желанию служить в инженерных войсках, получил распределение в мотострелковые войска и был направлен в учебную часть Коврова. Там молодой человек, помимо теоретических знаний, получил навык вождения БМП и должность водителя-механика. Этим Владимир был вполне доволен: в «учебке» объясняли, как устроен БМП, давали разбирать машину по винтику и собирать снова. За все время службы в Коврове рядовой Муслейкин наездил на своей боевой машине более 700 часов. После прохождения учебного курса Владимир был направлен в войсковую часть города Советск Калининградской области. В Советске он встретил свой дембель. Сейчас Владимир Муслейкин проходит стажировку в ОМВД России по г.Инте.
— Владимир, оправдались ли твои ожидания от службы в Вооруженных Силах? Так ли ты представлял себе прохождение службы?
— Служба в Коврове проходила примерно так, как я и ожидал. Там шло полноценное обучение. Часть, куда я прибыл, только что переехала с одного места на другое, поэтому были некоторые «косяки», не без этого. Но в армии это нормально. «Учебка» меня не разочаровала.
— Где больше понравилось — в учебной части или в войсках?
— В учебной части был жесткий режим, свободного времени практически не оставалось, весь день был расписан по часам. В Советске же давали больше свободы действий. Кто хотел, занимался спортом, физподготовкой; кто-то, как и я, в свободное время слушал музыку или читал. Книги покупали сами.
— Ты писал письма родным и близким?
— Да, переписывался со своей девушкой. Мы с ней договорились попробовать переписываться, и пока шли письма, даже не созванивались. Очень интересно, но ждать долго, поэтому вернулись к общению по мобильной связи. Получить письмо — огромная радость на самом деле! Очень сложно словами передать, что чувствуешь, когда получаешь письмо. В части есть офицеры, которые приносили почту: пришло письмо — давай танцуй! Душа радуется! Кстати, многие парни писали письма.
— Наиболее яркое впечатление, полученное во время службы?
— Самые яркие воспоминания связаны с парадом в День танкиста, который отмечается 10 ноября. К нему мы готовились целый месяц. Надо было привести технику в нормальное состояние, чтобы все работало безотказно. Сами мыли и красили машины, прикрепляли к ним ленточки и флажки. Мы делали несколько пробных выездов в город, это было довольно интересно. Едешь по городу на БМП, люди останавливаются — смотрят. В день парада на площади — полно народу, очень красиво. Советск — город небольшой, и на парад собралось, наверное, все его население. День танкиста отметили с размахом.
— Теперь, когда у тебя есть личный опыт армейской службы, как считаешь, что дает армия, и нужна ли она молодым людям?
— Армия, конечно же, нужна. Там понимаешь, как люди устроены, как вести себя в другом обществе, учишься жить в одиночку. Если в первой половине службы морально тяжело от того, что поменял привычный образ жизни, обстановку, то ближе к дембелю на психику давит то, что все уже хотят домой. В армии можно проверить себя — сможешь пройти это или нет, характер закаляется, сам себя настраиваешь на лучший образ жизни, и сослуживцы еще подталкивают к этому. Во время службы получаешь хорошую физическую подготовку. Занятия по физо у нас проводились каждый день, с утречка; начинали с пробежки, потом — отжимания, подтягивания. Я раньше занимался вольной борьбой, на службе мне это пригодилось, легче было переносить нагрузки. Во время полевых учений два месяца жили в лесу. Там я научился очень хорошо обращаться с техникой, до детальки выучил свою машину. Помогал другим ребятам справляться с их машинами. Школа выживания — не очень приятное время, было трудно, но ничего, выкрутились. В армию надо идти хотя бы для того, чтобы получить военный билет. Сейчас без него почти никуда не устроишься на работу. К нам прибывали ребята с высшим образованием, они рассказывали, что без военного билета никуда не берут. Так что имеет смысл пройти воинскую службу по многим причинам.