Образцы мяса северного оленя, принадлежащего ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная» не содержатв себе опасных токсических элементов, таких как кадмий, мышьяк, ртуть и свинец. Употребление в пищу мяса оленя не представляет угрозы для здоровья и жизни людей, — с этим заявлением выступил в конце прошлой недели республиканский Россельхознадзор. Таким образом ведомство попыталось успокоить жителей региона после прошедшей в республиканских сми новости о том, что интинский агрокомплекс уничтожил 1,5 тонны субпродуктов — печени и почек — из-за найденных в них токсических элементов. Попытаемся разобраться в этой истории.
На самом деле превышение допустимых норм по содержанию ртути и кадмия было выявлено в субпродуктах оленей, произведенных интинским агрокомплексом еще весной 2016 года. Лабораторный контроль осуществлялся ФГБУ «Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов».
В результате агрокомплекс «Инта Приполярная» получил предписание о введении режима усиленного лабораторного контроля в отношении выпускаемой продукции — требовалось провести лабораторные исследования от 10 партий оленьих субпродуктов, производимых в течение 3-х месяцев на наличие в исследуемых образцах тех самых токсических элементов и диоксинов.
Однако, подобные лабораторные анализы — мероприятие довольно дорогостоящее. До истечения срока исполнения предписания агрокомплекс «Инта Приполярная» направил в Управление Россельхознадзора ходатайство: из-за тяжелого финансового положения и дороговизны лабораторных исследований предприятие просит разрешить не проводить экспертизу, а попросту уничтожить данные субпродукты — сжечь почки и печень, полученные в ходе убойной кампании до зольного остатка в инсинераторе в присутствии специалистов и ветеринарного врача ГБУ РК «Интинская СББЖ».
Ходатайство было удовлетворено.
С 17 по 20 января Управление Россельхознадзора по РК провело внеплановую документарную проверку в отношении агрокомплекса, в ходе которой удостоверились, что предприятие свои обязательства исполнило.
ТУНДРА УЖЕ НЕ ТА
Северные олени живут на просторах тундры, питаясь натуральным ягелем, грибами, ветками деревьев, пьют чистую воду из рек и родников. Веками олень является главным кормильцем для коренных народов Севера.
Откуда же в органах наших олешек взялись токсичные вещества?
Эксперты называют главной причиной техногенное загрязнение окружающей среды, следствием которого является контаминация, то есть загрязнение, кормовой базы животных.
Считается, что северные экосистемы склонны к накоплению стойких загрязнителей, поскольку обладают рядом необходимых для этого характеристик, включая особенности климата, препятствующего распаду веществ, и пищевых цепей. Соединения достигают наивысших концентраций у животных, находящихся на вершинах цепи, например, в водных экосистемах у морских млекопитающих (тюлени, киты). Как в случае морских млекопитающих, так и в случае оленей, важную роль играет сезонное накопление жира и его сжигание в зимний период, в ходе которого накопленные в жировой ткани диоксины и диоксиноподобные полихлорированные бифенилы (дп-ПХБ), благодаря хорошей растворимости в жире, попадают в печень животного.
На накопление токсичных веществ в субпродуктах оленей влияют также следующие факторы: пониженная, по сравнению с коровами, способность выводить токсические вещества из организма, выпас на огромных площадях, повышающий вероятность попадания на загрязнённый участок, заглатывание частичек почвы — естественного резервуара диоксинов.
Тяжёлые металлы попадают из окружающей среды (почвы, воды, воздуха) и накапливаются в лишайниках, в частности, ягеле — основе кормовой базы оленей в зимний период. Это описано как ключевой фактор, определяющий содержание в организме оленей тяжёлых металлов. Финскими учёными было показано, что ягель содержит также больше диоксинов, чем специальный олений корм. Если диоксины и дп-ПХБ накапливаются в печени, то тяжёлые металлы в первую очередь — в почках.
ЕСТЬ ИЛИ НЕ ЕСТЬ?
ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС…
Диоксины, диоксиноподобные полихлорированные бифенилы, как и тяжёлые металлы кадмий и ртуть общепризнанно входят в число самых опасных загрязнителей продуктов питания.
Регулярное и длительное употребление пищи с высокими концентрациями этих веществ неминуемо приводит к тяжёлым последствиям для здоровья — развитию онкологических заболеваний, поражениям нервной, репродуктивной и эндокринной систем.
В группу риска попадают коренные народы севера, в особенности, оленеводы, для которых оленья печень — деликатес.
Поэтому не стоит готовить жаркое из оленьих субпродуктов, а вот из мяса — на здоровье, оно полностью соответствует требованиям безопасности.
Эксперты подчеркивают — мясо оленей не содержит в себе вредных для здоровья веществ. По информации Управления Россельхознадзора по РК, еще в апреле 2016 года образцы мяса оленины Интинского агрокомплекса были направлены для исследования в ФГБУ «Ленинградская МВЛ» (г.Санкт-Петербург) на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 № 880. Исследование показало абсолютную безопасность мяса северных оленей для жизни и здоровья людей.
Но как может быть, что загрязнению подвержены исключительно печень и почки, спросит недоверчивый потребитель?
Еще в 2011 году Европейским агентством по безопасности продуктов питания (EFSA) был сделан вывод об избирательном и усиленном накоплении вредных веществ в печени оленей по сравнению с другими животными. Поэтому, кстати, оленеводам Финляндии никогда не приходит в голову готовить жаркое из оленьей печенки.
В ЧЕМ ПРАВДА, БРАТ?
Итак, оленину мы, жители Приполярья, как и Эстония, куда отправилась по экспортному договору продукция интинского агрокомплекса, можем есть без опасения. Пока.
Опасения вызывает отчетливо вырисовывающаяся экологическая проблема. Техногенное загрязнение тундры не возникло само по себе. Конечно, можно ссылаться на то, что пути миграции северного оленя зачастую проходят через промышленные объекты и там-то животные набираются всяких гадостей, а в целом наша экология очень даже ничего себе.
Радует, что проблему все-же осознали и на правительственном уровне. Буквально на днях Глава Республики Коми Сергей Гапликов сделал заявление об отзыве законопроекта, предполагающего изменения республиканского закона «Об оленеводстве», который промышленное лобби в Госсовете РК продвигало с конца 2014 года. Но это уже совсем другая история.