20 октября в центральной библиотеке прошел «Праздник книги к 45-летию сборника «Инта весенняя».
Как рождалась эта книга, увидевшая свет в прошлом веке, в 1972 году. Ее глубокие корни уходят в еще более далекий 1954 год, когда 7 февраля — то есть за восемь месяцев до присвоения Инте статуса города — вышел из печати первый номер тогда еще районной газеты «Искра». Ее редактором-основателем стал бывший фронтовик, собственный корреспондент республиканской газеты «Красное знамя» Юрий Коврижных. Он взял курс на выявление людей литературно одаренных, и вовлечение их в рабкоровскую работу. Процесс поиска литературных талантов продолжался и при втором редакторе газеты Евгении Попове и третьем — Василии Пыстине.
Именно Василий Пыстин в феврале 1961 года пригласил на постоянную работу в газету общественного корреспондента со станции Инта, студента отделения журналистики Ленинградского государственного университета Виктора Демидова, а именно на должность литработника.
С первых номеров в «Искре» стали печататься стихи, в основном воспевающие северный край и ударный труд по его освоению. 20 декабря 1956 года «газета «Искра» сообщила о создании литгруппы, о первой встрече с читателями начинающих писателей и поэтов.
В шестидесятые годы в литобъединение пошел мощный приток новых имен. Именно тогда пришли и утвердились на страницах газеты большинство будущих авторов «Инты весенней»: Николай Иванов, Валерий Мартынов, Захватин, Анатолий Панишев, Анатолий Богданович, Лилиана Суворинова, Светлана Беркович, Мирон Слука и многие другие.
В редакции проходили литературные посиделки: чтение и дружеская критика стихов и рассказов, литстраницы и подборки в газете, изредка — встречи с заезжими писателями и поэтами.
Так размеренно и продолжалась эта жизнь до 1971 года. В этот год в заснеженную Инту приехал поэт и прозаик Василий Журавлев-Печорский. Цель его приезда — сбор материала для книги «Земля моя Коми», заказанной ему издательством «Советская Россия».
Журавлев-Печорский устроился на работу в городском краеведческом музее. И естественно, он был постоянным участником литературных встреч в редакции газеты «Искра».
На одной из встреч в Доме печати в кабинете ответственного секретаря Виктора Демидова, Василий Степанович Журавлев-Печорский возмутился: «Что мы с вами, ребята, воду в ступе толчем?! Давайте-ка сделаем для начала хотя бы коллективный сборник!».
Как впоследствии вспоминал очевидец и непосредственный участник всех этих событий Виктор Демидов, предложение с ходу одобрили. Ему, как ведущему литобъединения, поручили собрать все лучшее, что у каждого из интинских авторов было.
Авторы прикинули, что и кому надо добрать, дописать, чтобы книга приобрела общественное звучание, ярче представила сам город и тех, кто создает его трудовую славу.
Виктор Демидов, трепетно относясь к проекту, не откладывая реализацию задуманного в долгий ящик, набирал тексты дома. Он вспоминал: «Месяца два-три трещала у меня дома по ночам портативная машинка «Эрика». Чтобы этот «пулеметный» треск не мешал домашним и соседям спать, я ставил ее на широкий и жесткий подоконник, подкладывал под нее толстую подушку, перепечатывал и одновременно редактировал стихи, очерки, рассказы…
Вскоре довольно-таки увесистая рукопись была готова. В нее вошли разнообразные творения двух десятков авторов. Практически всех, кто успел представить их в намеченный срок».
Рукопись книги Виктор Демидов и Журавлев-Печорский отвезли в Сыктывкар. Первым с ней ознакомился член редколлегии, ухтинский поэт Николай Володарский и дал оценку:
«Молодцы, хорошо поработали: книжка состоялась. Вижу город, вижу горожан…». Володарский направил делегатов интинских авторов к директору Коми книжного издательства Степану Семеновичу Раевскому.
Раевский рукопись подержал на ладони, словно бы взвесил, и сказал: «Читать я ее не буду. Доверяю твоим, Вася (это он обратился к Журавлеву-Печорскому), вкусу и чувству меры. А обложка мне не нравится. Какая-то она девичья».
Действительно, акварельный рисунок Аллы Волошиной был, наверное, слишком нежным: по белому полю — рыжеватые проталины и тоненькие березки с первыми зелеными листочками.
Директор издательства вызвал главного художника Аркадия Мошева и объяснил, что он желает видеть на обложке будущей книги интинских авторов: «Сделай проще. Найди образ, который бы с одного взгляда создавал представление о шахтерской Инте».
И Мошев нашел такой образ. Он вырезал из цветного картона три треугольника — черный, коричневый и синий — символы терриконов, изобразил над ними три летящих лебедя и оранжевое, как апельсин, солнце.
Эскиз был одобрен. И через полгода «Инта весенняя» была издана в 1972 году в Сыктывкаре, а именно в Коми книжном издательстве тиражом 5500 экземпляров! Книга разошлась быстро. Уезжая в отпуск, интинцы везли ее в качестве подарка. Скоро она стала биографической редкостью.
Но на этом история сборника «Инта весенняя» не завершилась. Наступил 2006 год. «Искровцы» решили отметить 50-летний юбилей создания первого литературного объединения в Инте переизданием «Инты весенней». Было решено сохранить первозданный образ книги. Да, на этот раз, книгу печатали не в Сыктывкаре, а в Инте. Только обложка печаталась в Сыктывкарской типографии. И еще, в книгу добавлено одно предисловие — воспоминания члена Союза журналистов, Союза писателей России, редактора-составителя первого издания «Инта весенняя» Виктора Демидова.
Тираж переизданного издания составил 500 экземпляров. И к сегодняшнему дню он также стал библиографической редкостью. Только в библиотеке мы можем познакомиться с обоими сборниками: 1972 и 2006 годов издания.
На «Празднике книги» в Центральной библиотеке участники встречи в полной мере воспользовались этой возможностью. Ребята увлеченно перелистывали страницы книг, зачитывали вслух понравившиеся поэтические строки, созвучные нашему времени.