Цветение снега в Антарктиде запечатлела художница Виктория Бахерт.
В Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте прошла выставка живописных и графических работ интинки Виктории Бахерт «На краю земли».
Выставка посвящена 195-летию со дня открытия Антарктиды. Работы, в основном, написаны во время 57 антарктической экспедиции на российскую станцию Беллинсгаузен, которую посетила художница в 2012 — 2013 гг. На выставке были представлены пленэрные изображения: пейзажи, отображающие красоту Антарктики, животный мир и деятельность полярников. Среди всех работ, над которым велась работа в течение двух лет после завершения экспедиции, есть несколько, которые заслуживают особого внимания — центральное полотно «На краю земли» и картина, посвященная единственной постоянно действующей церкви в Антарктиде — церкви Святой Троицы, открытой в 2004 году.
Виктория поделилась своими воспоминаниями о поездке в Антарктиду:
— Помню, еще в студенческие годы на семинарах по истории искусства меня особенно привлекала жизнь тех художников, творчество которых было связано с военными походами, морскими, археологическими экспедициями, путешествиям, таких как Василий Верещагин, Константин Коровин, Эжен Делакруа, Рокуэлл Кент. В значительной степени мне удается воплощать в своей жизни такие идеалы. В составе клуба «Victoria Artis» я объездила деревни Ленинградкой области, еще хранящие элементы традиционного быта славянских и финно-угорских народностей. В 2012 году вместе с художниками клуба совершила поездку на Приполярный Урал в национальный парк «Югыд Ва». Во время одной из таких поездок я познакомилась с начальником базы научно-экспедиционного флота института Арктики и Антарктики Аркадием Сошниковым. В декабре 2012-го на самолете я отправилась в Антарктиду на русскую научную станцию Беллинсгаузен, что расположена на острове Ватерлоо (Кинг Джородж) — оконечность архипелага Южных Шетландских островов, самая близкая точка к Южной Америке. Новый 2013 год я уже встречала в теплой компании 57 российской экспедиции и сотрудников чилийской станции «Фрей», что находится по соседству. В Антарктиду я попала в «разгар» антарктического лета. В самые теплые дни температура воздуха не превышала 10 градусов. Хотя я сама из Инты, признаюсь, что до этой поездки я и не подозревала, что Южный полюс намного холоднее Северного. Полярная станция Беллинсгаузен находится на 62 гр. 12 мин. Южной широты. В северном полушарии с такой широтой примерно можно соотнести Приполярный Урал. Однако в отличие от разнообразной многоцветной растительности Северного Приполярья местный ландшафт представляет собой серую каменистую почву, зеленые островки мхов и лишайников, а солнечные дни добавляют в эту сдержанную палитру необычайно синий цвет воды и неба.
Снег, как чистое зеркало, отражает все нюансы вечернего, утреннего освещения, днем, подобно линзе, преломляет свет в бирюзовое свечение. С приближением середины лета природа начинает меняться. На белоснежных склонах появляются зеленые и красные полосы, словно следы, оставленные гигантской кистью. Никак не могла понять, что это. Оказалось, это цветение снега! Летом между российской и чилийскими станциями появляется мощный и веселый труднопроходимый ручей, наполненный красными букашечками — дафниями. Так что к весенне-летнему чаепитию здесь обязательно прилагается закуска из планктона. По преимуществу облачное небо не сразу позволило мне заметить, что солнце двигается по небосводу в обратную сторону. Только через месяц я поймала себя на том, что во время этюда все время разворачиваюсь за солнцем вместе с этюдником через левое плечо. Месяц убывает и растет в обратном направлении. В редкие безоблачные ночи в небе открывается совсем другая часть космоса, незнакомая.
Мое впечатление о человеческих взаимоотношениях — это, прежде всего, бережное отношение друг к другу (несмотря на иногда возникающие шероховатости), что в суровых условиях особенно ценно. И это не только в пределах одной станции, но и между всеми исследовательскими базами, расположенными на острове, а их здесь более десяти: чилийские, уругвайская, аргентинская, корейская, китайская, а также сезонные станции других стран. Тут существует негласная договоренность помогать друг другу знаниями, техникой — всем возможным. И здесь заведено такое правило: каждую пятницу кто-нибудь из полярников проводит лекцию. Однажды русская гостья с соседней чилийской станции Марина Степанова, профессор физики, «бриллиант» физики, как ее называют в Чили, читала нам лекцию о полярных сияниях. Очень интересно и познавательно. Мне со своими творческими планами вписаться в ритм научной станции было нелегко. Трудно было добираться к выбранным пейзажам по рыхлому снегу и холмам с этюдником в непродуваемом комбинизоне и сапогах 45 размера. Большие неудобства создавал ветер — частенько опрокидывал этюдник с холстом. Однажды опрокинул и меня. Дунул с такой силой, что я перевернулась через голову. Еще дополнительную трудность создавали птицы-поморники. Нельзя было на пять минут без присмотра оставить палитру. Тут же склевывали красные краски. Воровали всякую мелочь: очки, перчатки. Как-то на острове Ардли оставили меня без обеда. Не только стащили у меня тормозок, но и умудрились его по-тихому съесть у меня под носом. А я не о чем не ведала, пока другую пару хищных птиц не привлек этот милый бивуак. У птиц начался оживленный спор. Не сразу до меня дошло, что спор идет из-за моих бутербродов. Поморники не только искусные воришки, но, вообще, очень умные птицы. Полярники их ласково называют летающими «собаками», потому что они охотно идут на контакт с человеком. На острове Ватерлоо состоялась первая выставка моих антарктических работ на празднике в честь дня рождения станции Беллинсгаузен. Я смогла представить около 20 картин. Зрителями были гости со всех близлежащих станций. Во время этой выставки я, пожалуй, впервые поняла, насколько неравнодушно и с каким пониманием эти сильные и мужественные люди относятся к искусству. Эта была та ценная для художника ситуация, когда зритель становится соавтором картины.
За период проведения выставки с работами ознакомились более 150 человек, в числе которых сотрудники и студенты Арктического и антарктического научно-исследовательского института, приглашенные гости и уроженцы Республики Коми, которые проживают в Санкт-Петербурге.
— Выставка стала настоящим открытием этой загадочной, далекой земли, ставшей столь близкой, благодаря таланту Виктории и ее стремлению поделиться со зрителем результатом этой удивительной творческой поездки. Желаю автору новых, столь же масштабных открытий, географических и творческих! — отметил специалист по координации научной работы Русского музея, член Союза художников России Руслан Бахтияров.
В этом году художница планирует представить свои работы на Арктическом форуме.
*****
Виктория Бахерт родилась в 1976 году в поселке Буркандья Магаданской области, в 1978-м родители переехали на родину отца в Инту.
Первые уроки живописи получила в интинской художественной школе у Ярославы Довганюк и заслуженного художника Республики Коми, члена Союза художников России Виталия Трофимова.
Окончила факультет ИЗО РГПУ имени А.И.Герцена и живописный факультет Академии художеств. Первые художественные выставки прошли в Инте и Сыктывкаре в период обучения.
После окончания учебы участвовала в пленэрах на Приполярном Урале «Инта — 2006», «Инта — 2008», которые были организованы Виталием Трофимовым и национальным парком «Югыд ва».
С 2006 — организатор клуба художников «Виктория Артис». Одна из первых выставок клуба — «Северный свет» была представлена в рамках 86-летия Республики Коми и 15-летия Санкт-Петербургского коми землячества «Неватас».
В дальнейшем художники «Виктория Артис» ездили по деревням Ленинградской, Псковской областей, чтобы запечатлеть на холстах особенности культуры славянских и финно-угорских народов.
В ноябре 2008 года во дворце Белосельских-Белозерских и в Белом зале Политехнического института клуб «Виктория Артис» представил выставку «Эхо Руси», иллюстрирующую русские праздники и обряды, сцены крестьянской жизни и пейзажи русской природы.
Открытия сопровождались выступлением фольклорных ансамблей. На открытии выставки «Живой родник» (2010 г.) в музее-квартире имени Иосифа Бродского выступали песенный коллектив «Дзоридз» и фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской Консерватории имени Римского-Корсакова.
В 2009 и 2010 гг — работа над субсидированными комитетом по культуре творческими проектами клуба.
В 2012 году снова посетила Приполярный Урал. В пленэре участвовали художники из Инты, Санкт-Петербурга, Москвы. Выставки по результатам пленэра прошли в городах республики и в московском представительстве Республики Коми.
Ноябрь 2012 — апрель 2013 года поездка в Антарктиду на станцию Беллинсгаузен.
С октября 2013 года бутафор-декоратор Мариинского театра.