В день органов местного самоуправления старшеклассники школы № 8 встретились за «круглым столом» с депутатами Совета МОГО «Инта».
Что такое муниципальная, региональная, федеральная власть? Какие функции возложены на органы местного самоуправления? Эти вопросы изучаются в рамках учебного курса обществознания в современной школе.
– Мы стараемся не ограничиваться материалом, предложенным в учебнике. Поэтому ежегодно в апреле, в канун Дня органов местного самоуправления в нашей школе гости – депутаты Совета МОГО «Инта», работники администрации округа. Они рассказывают ребятам о своей работе, и получается живой диалог, что способствует уточнению и лучшему закреплению полученных школьниками знаний, вызывает у них интерес к изучаемой теме, – пояснили инициаторы «круглого стола» старшеклассников и народных избранников заместитель директора школы № 8 Ольга Мягкова и учитель истории и обществознания Тамара Кыткина.
Урок, собравший более тридцати самых старших учащихся школы, по традиции начался с приветствия. Затем обозначили тему встречи, вернулись к истории создания городских вече и крестьянских общин, обратились к словарю, еще раз напомнив всем толкование слова «самоуправление».
– Как строится и осуществляется управление жизнью нашего города? Давайте спросим у приглашенных. Уважаемые депутаты, вам слово! – предложили педагоги. – Для вас ребята подготовили самые разнообразные вопросы. Предлагаем разбирать тему урока вместе!
Татьяна Юргелайтене начала разговор с ответа на вопрос, какими качествами должен обладать человек, решивший стать депутатом. Определились, что, прежде всего, это сформированные гражданская активность и лидерские качества, основы которой закладываются в юные годы, умение брать ответственность за свои решения и держать слово, данное избирателям. Татьяна Константиновна рассказала о структуре Совета округа, какие вопросы рассматривают комиссии, созданные при Совете.
С интересом школьники слушали Марию Березину о том, как начинался ее путь в избирательной кампании 2015 года:
– Для меня было важно познакомиться с жителями моего избирательного округа, которых в то время насчитывалось более трех тысяч человек,
17 многоквартирных домов в центральной части города. Дважды – поквартирный обход: представиться, рассказать о своем видении работы будущего Совета, узнать нужды и наказы людей.
Мария Николаевна уточнила, что еще одной немаловажной стороной вопроса – готов ли человек быть народным избранником, – это согласие работать на общественных началах, то есть безвозмездно, посвящая свободное время людям, оказавшим доверие на выборах:
– У каждого из нас есть основная работа, а вот помимо нее, беря дополнительную нагрузку, мы исполняем обязанности депутатов.
Несколько ребят недоверчиво ухмыльнулись, не поверили, наслышаны о якобы колоссальных доходах.
– Ваши родители после работы спешат домой, в семью. И это правильно. Но есть и те, кто вечером, пробегая мимо домов вверенного округа, поглядывает на окна: горит ли свет в окне, где живет одинокий старик? Давно не видно мужчину-инвалида, проживающего в четвертом подъезде. Как ведет себя кровля дома, где в прошлом году делали ремонт? Надо бы заглянуть в семью, воспитывающую девочку-инвалида: нужна ли помощь? – продолжали депутаты. И, слушая их, большинство участников разговора соглашались, что такую работу не видно, и оценить ее могут только те, кто получил помощь, поддержку, чуточку внимания. А они, как правило, всегда благодарны и с большим желанием ждут новых посещений.
Работа с обращениями граждан – особая тема разговора. Какие вопросы жители города адресуют своим депутатам, как рассматриваются заявления, что удается сделать, об этом школьникам рассказали Андрей Поздняков и Наталия Демиркушак. Неожиданно возникло предложение к учащимся написать свои наказы депутатам. Пока одни собирались с мыслями, другие уже завели разговор о создании рабочих мест в Инте, строительстве дороги к другим городам и перспективах города для молодежи.
– Скажите, какие специальности нужно выбирать при поступлении в вузы, чтобы после учебы гарантированно найти работу в Инте?
В ходе рассуждения о приоритетах в пользу рабочих специальностей, а также педагогических и медицинских вакансиях, затронули тему грантовой поддержки Совета МОГО «Инта» и руководителя городской администрации начинающих предпринимателей, предоставления муниципального жилья востребованным специалистам, отсутствие дефицита мест в школах и детских садах, широкую сеть дополнительного образования, доступность цен на мероприятия учреждений культуры и спорта – все то, что делает наш город привлекательным для молодых семей.
Время урока пролетело, вопросов осталось больше, чем ответов: как формируется бюджет, как определяются дворы для укладки плитами и установки детских площадок, оказывается ли материальная помощь нуждающимся людям, почему некоторые семьи покупают квартиры за личные средства, а некоторым дают жилье через администрацию.
– Раз есть вопросы, значит, встречи такие нужны, они интересны, и мы намерены продолжать практику уроков в таком формате, – подвела итог мероприятия директор школы № 8 Ирина Васильева.
P.S.: О наказах школьников (анонимно). Читаем предложения нашей будущей смены, тех, кому через годы придется трудиться и решать судьбу Инты:
– на мой взгляд, неплохо бы починить фонтаны возле моста ТЭЦ;
– построить приют для бездомных животных. И если бы он работал, я бы выучилась на ветеринара и потом работала там;
– сделать дорогу в другие города, чтобы можно было ездить на выходные в гости;
– открыть высшее учебное заведение;
– привлекать больше людей к городским мероприятиям;
– в следующий раз провести встречу с депутатами без телевидения. А то все стесняются задавать вопросы))).