Назад в героическое прошлое

В пятницу, 22 января, во дворце творчества детей и молодежи прошла патриотическая квест-игра «Блокада Ленинграда», посвященная освобождению города-героя и действию советских войск на Ленинградском фронте.

Игра организована всероссийским общественным движением «Волонтеры Победы», штаб которого под руководством педагога дворца творчества Анны Гагариной действует и в нашем городе.

Подготовка к квест-игре велась в течение месяца. Организаторы — педагоги досугового учреждения составляли для игроков задания, параллельно изучая и усваивая исторический материал, готовили инвентарь и декорации.

Свою подготовительную работу проводили и будущие участники игры. Для них педагоги дворца творчества Анна Гагарина (Интинская ассоциация детских общественных объединений «Заря») и руководители военно-спортивного клуба «Полярная сова» Алексей Головкин и Михаил Яковченко прочитали тематический курс лекций, буквально засыпав подростков именами и датами. При этом лекторы не только напомнили ребятам общеизвестные факты и фамилии героев, но и рассказали о малоизвестных событиях, которые так или иначе помогли пережить блокаду города и в итоге победить врага.

22 января на старт вышли 4 команды по 6 человек. Им предстояло пройти 9 сложнейших интеллектуальных заданий. На выполнение каждого игрокам давалось по 10 минут. Таким образом, участники могли даже в затруднительных ситуациях проявить интуицию, а может, и применить принцип «не знал, но вспомнил».

Одно из первых испытаний — вспомнить, какие размеры пайки хлеба были положены различным слоям населения осажденного Ленинграда: рабочим, служащим, иждивенцам и детям. Ошибок в решении задания было сделано немало. В большинстве случаев это было связано с тем, что участники неверно определили социальный статус «служащие», ошибочно полагая, что речь идет о военных, в то время как имелись в виду городские чиновники.

Следующее задание — назвать фамилии четырех альпинистов-любителей — двух мужчин и двух женщин, которые во время блокады помогали маскировать высотные здания и памятники архитектуры Ленинграда. Здесь организаторы сделали участникам поблажку: они напомнили, что одна из женщин прожила 94 года, скончавшись в 2005 году (об этом шла речь во время исторических лекций). Ни одна из команд, увы, не смогла справиться с этим заданием. Для любопытных к вопросам отечественной истории: речь идет о Михаиле Боброве, Алоизии Зембе, Александре Пригожевой и Ольге Фирсовой. Ольга Фирсова скончалась в ноябре 2005 года на 95 году жизни, пережив всех своих соратников по альпинистскому «цеху».

Далее команды ожидало еще более сложное задание. По легенде, к ним в руки попадает шифровка и карта одного из районов Ленинграда, которые отдал смертельно раненный военный. Он только успел сказать, что в донесении зашифрованы сведения о месте ближайшего нападения немцев. Подробностей сообщить раненый не успел. Теперь ребятам предстояло, не имея «ключа», разгадать шифр и, пользуясь только картой, понять суть донесения.

При выполнении следующего задания участникам необходимо было «вернуться» в 1941 — 1942 годы и вспомнить знаки отличия воинских званий до возвращения погон в Советскую Армию. А суть задания была такова: человек переходит мост, его останавливает часовой. Человек, чтобы продолжить свой путь, должен получить разрешение у самого старшего по званию. Участникам игры были показаны несколько портретов. Нужно было определить их звания по петлицам.

Далее участникам игры необходимо было проявить логику и смекалку. Легенда: на листе нацарапано слово, которое можно определить, закрасив его карандашом, ручкой или фломастером. Игроки должны подобрать подходящий канцелярский «инструмент» и найти искомое слово.

Еще одно логическое испытание: анализируя 5 портретов участников Великой Отечественной войны, назвать общие факты из их биографии.

Следующее задание было, наверное, одним из легких: расставить четыре события на Ленинградском фронте в хронологическом порядке. Здесь у команд проблем не возникло, справились с испытанием все.

На следующем этапе участники игры, кто вспоминал, а кто знакомился с азбукой Морзе. Необходимо было расшифровать слово, переданное радистами. Для облегчения выполнения задания всем членам команд были розданы бумажки с расшифровкой букв «морзянки». Это испытание прошли не все.

И, наконец, командам необходимо было всем составом переправиться через болото по 42 кочкам. По заданию, каждая кочка — это правильный ответ на соответствующий вопрос. Если команда давала неправильный ответ, то один из участников «тонул» в болоте. Затруднение было еще в том, что команды воспринимали вопросы на слух. При этом, некоторые вопросы были сложными и для взрослых. Например, правда ли, что город Тихвин находился под властью гитлеровцев 6 месяцев? Или, правда ли, что главнокомандующим группой армий «Север» был Вильгельм фон Лееб? Печально, но ни одна команда не смогла пересечь «болото», все игроки «утонули».

И нельзя сказать, какое испытание далось участникам труднее всего. При выполнении каждого у команд не было ни подсказок, ни ключа, которым можно было бы воспользоваться для решения задачи. Все, на что могли надеяться ребята, это на собственные знания. При этом необходимо еще раз уточнить, что все вопросы были подробно разобраны во время теоретических занятий.

Вот так прошла патриотическая квест-игра, первая в нынешнем календарном году. Как рассказала нашему корреспонденту руководитель интинского штаба волонтерского движения Анна Гагарина, игрой о «Блокаде Ленинграда» только начинается  серия молодежных исторических квестов, посвященных основным сражениям Великой Отечественной войны. Следующая игра пройдет уже в феврале, и она будет посвящена Сталинградской битве. А в целом, в течение 2016 года подобные игры должны проходить ежемесячно.


Фото автора