Рождение, смерть, регистрация брака, расторжения брака, установления отцовства, усыновление, перемена имени подлежат обязательной регистрации в органах ЗАГС.
Эти важнейшие события и факты в жизни людей, имеющие юридическое значение именуются актами гражданского состояния. С ними связано возникновение, изменение и прекращение определенных прав и обязанностей.
— Поэтому государство охраняет и защищает важнейшие акты гражданского состояния путем их регистрации в установленном законом порядке. Установление обязательной регистрации актов гражданского состояния преследует в первую очередь цель обеспечения их бесспорности, что имеет большое значение для защиты прав и интересов граждан. Так, например, государственная регистрация рождения обеспечивает точность даты рождения и даёт бесспорное доказательства: фамилия, имя, отчество, пол родившегося, также фиксируется, кто является родителями данного гражданина. Права и обязанности родителей возникают с момента рождения ребенка, а само рождение подлежит обязательной регистрации в органах ЗАГС. Конкретные субъективные права и обязанности граждан возникают с наступлением предусмотренных законом юридических фактов. С момента государственной регистрации заключения брака у лиц, его заключивших, возникают права и обязанности супругов. Регистрация актов гражданского состояния в органах ЗАГС имеет большое значение для охраны их личных и имущественных прав. Этим и обусловлено признание важности документов органов ЗАГС как бесспорных доказательств, необходимых для защиты прав и интересов граждан, — рассказывает начальник территориального отдела ЗАГСа г.Инты Любовь Волошина.
В удостоверении государственной регистрации акта гражданского состояния гражданину выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, на бланке установленной формы по каждому виду актовой записи. Формы бланков утверждены постановлением Правительства РФ от 6.07.1998 года № 709. Бланки свидетельств имеют определенную серию, порядковый номер, изготавливаются на бумаге с водяными знаками, изображающими Государственный герб Российской Федерации.
Выданное органом ЗАГСа свидетельство о регистрации акта гражданского состояния является юридическим документом, удостоверяющим то или иное событие, которое не требует дополнительного подтверждения. Запись в документе должна отображать подлинные сведения о юридическом факте и личности гражданина, в отношении которого составлена запись акта гражданского состояния.
— Запись акта гражданского состояния и выданное свидетельство должны быть заполнены надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством и предъявленными документами граждан, разночтения и ошибки при составлении и выдаче документов не допускаются. В связи с этим запись акта гражданского состояния должна быть внимательно прочитана и подписана заявителем. Если гражданин в документах о регистрации актов гражданского состояния обнаружил разночтения либо ошибку, необходимо с заявлением о внесении исправления или дополнения в запись акта гражданского состояния обратиться в отдел ЗАГСа по месту жительства либо по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению. В случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, нечитаемости текста или печати, ламинирования орган ЗАГСа, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторный документ. Повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния можно получить при личном обращении гражданина, в день обращения, — пояснила Любовь Волошина.