Через прошлое — в будущее

ГУЛАГ — это важная веха для всего советского народа, сосредоточенная и на коми земле. Сотни тысяч арестованных, среди которых большое количество политических заключенных, ссылались в лагеря. Сколько ещё не отмеченных мест, где находились лагеря в Интинском районе? Таким вопросом задаются поисковики.

В 2014-м наша поисковая группа школы № 45 установила на 1990 км памятный крест на месте лазарета узников «Печжелдорога».

В этом году было запланировано установить памятные кресты на станции Кочмес и Сармаю. Лагерный пункт Кочмес основан в 1940-е годы. По станции проходила граница северного и южного участков строительства железной дороги Кожва — Воркута. В основном заключенные работали на строительстве Северной железной дороги, а также занимались вырубкой леса, осушением территории вокруг лагеря, подсобными строительными работами. В начале 1950-х в Кочмесе располагалось несколько колонн под названиями «Стройдвор», «Колонна № 66», «Тяга», «Строительная колонна № 82», «Сельхоз», «Лазарет».

Лагпункт в районе железнодорожной станции Сармаю был образован в начале 1940-х. Заключенные строили участок железной дороги вплоть до 1950 года. В 1947 году для нужд дороги заключенными был построен кирпичный завод.

С просьбой о помощи в проведении мероприятия мы снова обратились в местные организации: Пункт технического осмотра (ПТО), путевую часть 34 (ПЧ–34) и к индивидуальным предпринимателям нашего посёлка. Было очень приятно, что люди откликнулись на нашу просьбу. В ПТО из своего материала сделали два металлических креста, покрасили их. ПЧ-34 помогла с транспортировкой крестов на станции Кочмес и Сармаю.

В конце сентября учащиеся 7 — 11 классов школы № 45 Максим Соловьев, Владимир Валов, Олег Яшков, Евгений Гогин, Игорь Куницин и Евгений Иванов с Анной Ивановной Ковалевой — руководителем школьного музея, Николаем  Андреевичем  Барановым — научным сотрудником городского краеведческого музея в сопровождении  рабочих ПЧ-34 Романа Юрьевича Наградова и Владимира Георгиевича Филиппова выехали на станцию Кочмес.

На территории бывшего лазарета, в 50-ти метрах от железной дороги, они поставили памятный крест. Место массового захоронения находится на возвышенности сразу за территорией лазарета. К сожалению, местность сильно заросла деревьями и кустарниками. Ребята посетили старое и новое гражданское кладбище. Трудности возникли с установкой памятного креста на станции  Сармаю из-за расписания поездов и погодных условий. На следующий год установим обязательно.

Хочется выразить огромную благодарность всем, кто откликнулся на нашу просьбу о помощи: Сергею Николаевичу Антонову —  начальнику пункта технического осмотра, Борису Геннадьевичу Яшкову — начальнику интинской дистанции пути ПЧ-34, Александру Сергеевичу Митькину — заместителю начальника интинской дистанции ПЧ-34, Сергею Владимировичу Чистякову — старшему механику ПМС, Роману Юрьевичу Наградову, Владимиру Георгиевичу Филиппову — монтерам пути  ПЧ-34, Андрею Валентиновичу Григорьеву, Владимиру Александровичу Беляеву, Валерию Михайловичу Кругу — работникам ПТО, Ольге Александровне Рощиной и Васиву Шаролиеву — индивидуальным частным предпринимателям.

Нужно ли нам обращаться к трагическим страницам истории? Безусловно, нужно! И в первую очередь — молодым, тем, кто делает первые самостоятельные шаги в этой жизни. Надо для воспитания характера, мужества, терпения, умения переносить трудности и лишения. Нужно в качестве примера того, как выжить и не сломаться в трудных жизненных обстоятельствах, оставаясь при этом человеком. Молодежь должна знать историю своего края, где они родились и выросли, чтобы сохранить память о предшественниках и не совершать ошибок прошлого.


Руководитель музея МБОУ «СОШ № 45» Анна Ковалева