Авиамоделизм — первый шаг в авиацию

Авиационные виды спорта начинаются с авиамоделизма. Человек всегда стремился покорить просторы пятого океана, опираясь, по словам великого Циолковского, не на мускулы, а на силу своего разума.

Из истории авиамоделизма известно, что первая летающая модель была построена в XV веке Леонардо да Винчи. Это была модель геликоптера, воссозданная спустя время в Англии по его чертежам.

В России первые авиамодельные состязания прошли в Москве в 1910 году, где одна из моделей пролетела 17 метров. До этого французы создавали в период 1869 — 1879 гг летающую модель с резиномотором, с моторчиком, действующим от сжатого воздуха. Американец Ланглея в 1896 году создал модель с паровым двигателем мощностью в 1 лошадиную силу: она пролетела 1600 метров за 1 минуту и 42 секунды. Много моделей построил основоположник планеризма инженер Отто Лилиенталь, а первые авиамодельные состязания моделей (планеров) прошли во Франции в 1905 году.

В Советском Союзе начало массового авиамоделизма было положено в 1923 году «Неделей Красного воздушного Флота». В Коми крае моделизмом занимались в кружках Осоавиахима, в школах. Среди известных послевоенных тренеров авиамоделистов запомнился В.Вертоградов из Печоры, следы которого затерялись.

Инта, получившая 4 октября 1954 года статус города, внесла значимый вклад в развитие авиамодельного спорта в республике. В 1960 — 1990 годы эта работа связана с именами видных спортсменов и тренеров Виктора Малафеевского, Владимира Баринова, Леонида Заболоцкого, Сергея Разводнова, Геннадия Шунина, Василия Старчика, Виталия Юккерса.

Где-то с 1960-х годов стали появляться авиамодельные кружки в доме пионеров имени Аркадия Гайдара, на станции Инта, в доме культуры поселка Южный, в восьмилетней школе № 4. Среди первых авиамоделистов и участников соревнований были Юрий Уваров, Александр Староверов, Леонид Заболоцкий, Михаил Смирнов. Помимо самолетов, ребята создавались модели ракет.

В середине шестидесятых в авиамоделизм Инты пришли новые способные подростки Володя Баринов, Евгений Мишин, Дмитрий Серебряков, Рушан Таиров. Тренировались на городском стадионе, на открытых площадках и, как вспоминает В.А.Малафеевский, даже на полосе старого аэродрома за рекой, напротив кинотеатра «Россия». Однажды увлеклись полетом авиамодели планера и не заметили заходивший на посадку «АН-2», который вынужден был идти на второй круг.

В 1971 году на Промышленной,10 была открыта станция юных техников. Директором СЮТ стал В.Малафеевский, с чьим именем связано развитие авиамоделизма в шахтерском городе и в Республике Коми.

Затем в авиамоделизм пришли Сергей Разводнов, Виталий Юккерс, братья Владимир и Александр Быстровы, Василий Старчик, Анатолий Мингалев и другие ребята, любящие авиацию и технику.

Юные авиаконструкторы строили модели самолетов от простейших «комнатных» до сложных управляемых по радио. Создавались точные уменьшенные копии настоящих самолетов. Это требовало дополнительных знаний и опыта. Наиболее захватывающими были соревнования моделей «воздушного боя» (так называемыми кордовыми, управляемыми двойной стальной струной-кордой радиусом 15 метров по кругу), когда пилоты стараются своими моделями догнать и срезать у противника бумажную 3-метровую ленту, привязанную к авиамоделям.

В марте 1972 года прошли 1-е городские зимние соревнования по кордовым моделям самолетов. В классе пилотажных лидировал Владимир Гребенкин. А в классе воздушного боя — Сергей Разводнов. В июне на XIV республиканских соревнованиях ДОСААФ они же стали чемпионами Коми АССР.

Весной 1973 года на каникулах Инта впервые принимала участников республиканских соревнований школьников-авиамоделистов. На городском стадионе Инты встретились 14 команд городов и районов. По итогам трехдневных соревнований команда интинской СЮТ заняла 1 место. Победив своих соперников по олимпийскому принципу — проигравший выбывает, в финал класса «воздушный бой» вышли два интинца: Сергей Разводнов и Сергей Санду, где С.Разводнов вновь подтвердил звание чемпиона республики.

В июне 1974 года интинцы впервые завоевали Кубок республики по авиамодельному спорту. Чемпионами в воздушном бою стал экипаж СЮТа в составе пилота Тагира Хусаинова и механика Олега Олейника. Первые места завоевали Юрий Соколов (скоростная модель), Северьян Рухадзе (свободнолетающая парящая модель с двигателем объемом 2,5 куб.см), Сергей Нефедов (резиномоторная модель), Николай Якубицкий (планер летал 1113 секунд), экипаж в составе пилота Виталия Юккерса и механика Тагира Хусаинова (кордовая гоночная модель быстрее всех прошла 100 кругов /по 100 метров каждый/ всего 10 км — за 8 мин. и 5 сек.), Валерий Дробязко (полет копии самолета ЧССР). Как результат, из интинцев + один спортсмен из Сыктывкара сформировалась сборная Коми АССР на зональные соревнования РСФСР в Костроме.

В июне 1975 года на первенстве в зачет 6-й спартакиады ДОСААФ, посвященной 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, впервые выступила команда авиамодельного клуба Интинского ГК ДОСААФ, сформированная из бывших авиамоделистов-школьников, перешедших в категорию взрослых спортсменов. Чемпионом республики 1975 года в классе моделей воздушного боя стал Олег Олейник, который хорошо провел предварительные бои и победил более именитых соперников. Лидерами также стали интинцы Леонид Заболоцкий (резиномоторные), Владимир Баринов (таймерные) и Анатолий Мингалев (планеры).

Мастер спорта СССР Леонид Заболоцкий.

 

В январе 1976 года замечательного результата добились интинские авиамоделисты на республиканском первенстве по комнатным летающим моделям самолетов в Княжпогосте. Лидерами в своих классах моделей стали наши ребята Александр Быстров, Анатолий Мингалев и Валерий Дробязко, чья резиномоторная модель продержалась в полете 5 минут и 13 секунд. Это новый республиканский рекорд.

В мае 1976 года в Инте на кордодроме парка культуры и отдыха состоялись первые городские соревнования авиамоделистов на переходящий Кубок Аэрофлота, учрежденный интинским аэропортом, профкомом и комитетом ДОСААФ авиапредприятия.

В личном зачете по классам моделей лидировали спортсмены-моделисты Александр Быстров, Игорь Курипко, Константин Середкин, Юрий Соколов, Александр Архутич, Вячеслав Угренчук, Александр Болдырев. А лучшая радиоуправляемая модель с двигателем внутреннего сгорания была у Юрия Лагутенко. В командном зачете 1-место и переходящий Кубок Аэрофлота завоевал авиамодельный клуб ДОСААФ. Второе место у дома пионеров станции Инта, на третьем СЮТ ГорОНО.

Начальник авиаотряда Владимир Клементьев и профлидер аэропорта Михаил Гончаров вручили победителям награды и пожелали успехов в соревнованиях сезона. И не случайно! На XVIII республиканских авиамодельных соревнованиях, посвященных 50-летию ДОСААФ СССР, Кубок минпроса Коми АССР завоевали юные спортсмены Интинской СЮТ. Особо отмечена модель-копия советского самолета ИЛ-2 интинца Валерия Дробязко.

Одновременно в столице республики прошли соревнования взрослых спортсменов на Кубок Коми обкома ДОСААФ. Здесь упорная борьба развернулась между командами Инты и Сыктывкара, в которой впервые взрослые спортсмены Инты, мечтавшие победить пятый океан, в пятидневной борьбе стали первыми. Из семи классов авиамоделей в 4-х чемпионы Владимир Баринов (таймерные), Леонид Заболоцкий (резиномоторные), Николай Якубицкий (модели планеров), Олег Олейник и Тагир Хусаинов (модели воздушного боя). Таким образом, интинцы доказали, что стали в республике сильнейшими. Очень жаль, что рано ушел из жизни один из ведущих спортсменов — КМС Олег Олейник, который погиб, уберегая товарища от удара электротоком.

Начальник аэропорта Инта В.Клементьев вручает Кубок Аэрофлота, 1979 г. С.Разводнову.

 

В 1977 и 1978 годах Кубок Аэрофлота завоевывала команда ГПТУ-13, где тренером и руководителем авиамодельного кружка был В.Малафеевский, которому присвоено спортивное звание «Судья республиканской категории». Он неоднократно готовил спортсменов на соревнования, работал в судейской коллегии чемпионата СССР 1980 года. Тогда же в спорте появились новые имена авиамоделистов: Василий Борисов, Валентин Бобылев, Роман Карпавичус, Сергей НикитчукСергей Запанков.

В канун 25-летия Инты на кордодроме острова встречались спортсмены Сыктывкара, Воркуты и интинцы. В.Старчику, В.Баринову, Г.Шунину и другим авиамоделистам сопутствовал успех. Гостям особенно понравился авиамодельный клуб интинских досаафовцев. Отмечено, что здесь на станках моделисты изготавливают микродвигатели намного лучше заводских. Клуб существовал около 10 лет: решалась проблема перехода школьников-авиамоделистов в категорию взрослых спортсменов и создавались условия для продолжения конструкторской и спортивной деятельности.

Результаты гоночных и скоростных моделей в 187,5 км/час и 200 км/час (В.Баринов и В.Старчик) были достигнуты на самодельных двигателях, а не заводских. В Инте были сделаны свои двигатели, которые развивали до 20 тысяч оборотов в минуту. Только представьте, по сути был налажен полный технологический процесс изготовления авиамодельных двигателей — отливка картеров, вытачивание гильз, изготовление поршней, жиклеров, шатунов и других деталей. Заводскими были только шарикоподшипники. Это было достигнуто большим трудом талантливых и целеустремленных людей. Они смогли поставить себе сверхзадачу и успешно реализовали свой проект, получивший признание у специалистов.

В восьмидесятых годах новые авиаспортсмены появились в кружке ГПТУ-13. В 1982 году команда СЮТ во главе с тренером Л.Заболоцким вновь завоевала переходящий Кубок министерства просвещения Коми АССР. Техническое творчество и авиамодельный спорт способствовали тому, что ряд ведущих спортсменов-интинцев связали свою жизнь с авиацией. Сборная команда республики, состоящая в большинстве из интинцев, в 1989 году в Свердловске участвовала в первенстве России. Сегодня, к сожалению, только в ЦВР кружок авиамоделистов напоминает о былых достижениях.

Шесть авиамоделистов Инты выполнили норматив кандидата в мастера спорта. Леонид Заболоцкий стал мастером спорта СССР, а Виталию Юккерсу присвоено звание мастера спорта международного класса. Мы гордимся интинцами воспитанниками Оборонного общества и их наставником В.А.Малафеевским, оставивших яркий след в спортивной жизни города и Республики Коми.


Фото автора