Федеральный проект «Цифровой диктант» (далее – проект) проводится в целях мониторинга цифровой грамотности и вовлечения населения в реализацию мероприятий национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Проект проводится 10 ‒ 24 апреля 2021 г. во всех регионах Российской Федерации, охватывает граждан трех возрастных групп: 7 – 13 лет, 14 – 18 лет, 18 лет и старше, и включает онлайн-тестирование на знание базовых интернет-программ, ориентирование и использование интернет-сервисов, компьютерную грамотность, безопасность в интернете, сбор и анализ программ и проектов, связанных с повышением цифровой грамотности населения. Онлайн-тесты для определения цифровой грамотности, а также Карта цифровых возможностей регионов, на которой аккумулируется информация о проектах и программах по повышению цифровой грамотности населения регионов, размещены на сайте «Цифрового диктанта»:
В «Цифровом диктанте» ‒ 2020, который был организован Региональным общественным центром интернет-технологий и поддержан ОНФ, приняли участие свыше 300 тысяч человек из разных регионов России. По итогам проведенного тестирования индекс цифровой грамотности в стране составил 7,25 балла из 10. При этом самый низкий уровень цифровой грамотности продемонстрировали подростки в возрасте от 14 до 17 лет и люди старшего поколения в возрасте 60 лет и старше.
На сегодняшний день вопросы цифровой культуры граждан, способность ориентироваться в интернете, получать цифровые услуги и дистанционно решать многочисленные образовательные, рабочие и бытовые задачи вышли на первый план и требуют динамичных, гибких и современных подходов от органов власти. При этом Цифровой диктант остается одним из наиболее эффективных инструментов определения не только уровня цифровой грамотности населения, но и качества реализации тех программ дополнительного образования, которые призваны этот уровень повысить. Будучи одним из национальных приоритетов, по определению Президента Российской Федерации, всеобщая цифровая грамотность позволит обеспечить высокую цифровую культуру российских граждан, чтобы затем наращивать кадровые, интеллектуальные, технологические преимущества России в цифровой экономике. Для достижения поставленной цели обозначена задача усовершенствовать образовательные программы на всех уровнях – от школ до высших учебных заведений и развернуть программы обучения для людей самых разных возрастов.