О морали и пробелах в законе

Практически философские вопросы — о повышении морали и нравственности в обществе обсуждали участники очередного «круглого стола» и «прямой линии» в Общественной приемной Главы РК. Поводом для этого послужили результаты статистики по особо тяжким преступлениям.

Инициатором «круглого стола» выступил руководитель следственного отдела по Инте Александр Киселев. Заявленная тема — ответственность за совершение насильственных действий, преступлений против жизни и здоровья человека. Вопрос для Инты актуальный в свете того, что по статистике, за 11 месяцев текущего года зафиксирован рост особо тяжких преступлений, как правило, это убийства и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего. 

Все преступления уже раскрыты, некоторые обвиняемые осуждены и получили положенное законом наказание. Однако, отметил А.Киселев, все принятые меры — это борьба с последствиями. Есть ряд насильственных преступлений, на которых государство повлиять не может. В частности, речь идет о домашнем насилии, когда на бытовом уровне при помощи кулаков выясняются отношения между супругами, в том числе и в процессе распития алкоголя. Такие преступления квалифицируются как правонарушения частного характера и без согласия потерпевшего завести уголовное дело или дело об административном правонарушении невозможно. Да и в любой момент такое заявление можно забрать и тем самым отказаться от претензий к обидчику. Самостоятельно сотрудники правоохранительных органов не вправе вмешиваться в такие конфликты, в противном случае это чревато обвинениями во вторжении в частную жизнь граждан. 

Особенно страшно, если свидетелями семейных скандалов становятся дети, которые в дальнейшем переносят негативную модель отношения родителей на собственную семью, и с такими устоями идут по жизни. 

Главный вопрос повестки дня: как юридически решить этот законодательный пробел, когда преступление налицо, но ни одна из структур не может ничего сделать. За исключением случаев, когда потерпевшему нанесены увечья, тяжкий вред здоровью или же потерпевший — несовершеннолетний. Как быть в такой ситуации? Александр Киселев уверен, что главный и, пожалуй, единственный способ не допустить трагедии — усиление профилактики. И в эту работу необходимо включаться всем структурам, так или иначе отвечающим на правопорядок. Необходимо повышать мораль и нравственность.

Кроме того, на «круглом столе» прозвучал один из вариантов профилактики — привлекать к ответственности домашнего буяна, и чтобы дети об этом знали. Основной посыл — ребенок, вне зависимости от его отношения к такому родственнику, еще в детском возрасте должен на наглядном примере понимать, что так поступать нельзя, есть ответственность за определенные деяния. В противном случае несовершеннолетний уяснит, что можно легко уйти от уголовной или административной ответственности, а это в свою очередь приведет к наглости и чувству безнаказанности. 

Впрочем, как стало ясно по итогам «круглого стола», многие проблемы решить трудно, а некоторые невозможно — ввиду «пробелов» в законодательстве и отсутствия необходимых полномочий. Есть еще над чем работать.


Вопрос для Инты актуальный в свете того, что по статистике, за 11 месяцев текущего года зафиксирован рост особо тяжких преступлений, как правило, это убийства и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего. 


КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

В ходе «круглого стола» и «прямой линии» участники встречи ответили на вопросы интинцев, которые добавили пищи для размышления по обсуждаемой теме.

Так, одна из жительниц нашего города поинтересовалась, правомочны ли работники детского сада осматривать ребенка на наличие у него следов побоев. 

— О таком намерении нам сообщили в нашем детсаде, — сказала интинка.

Елена Гамм, ответила, что работники образовательных заведений вправе проводить такой осмотр.

— При выявлении фактов жестокого обращения с детьми, работники детских и школ имеют право осматривать ребенка на наличие следов побоев. В случае обнаружения синяков, ссадин образовательное учреждение обязано незамедлительно фиксирует данный факт в присутствии медицинского работника и сообщает о случившемся в полицию.

Также у горожан вызвали шквал возмущения многочисленные видеоролики, на которых дерутся подростки или даже избивают толпой своего сверстника.

— Что делать? — интересуется жительница Инты. — Есть вообще какая-то ответственность для лиц, которые выкладывают такие ролики в Интернет?

Александр Киселев ответил, что ответственность в таких случаях предусмотрена лишь к тем, кто на видео избивает своего оппонента. Что же касается распространителей таких видеороликов, то такое деяние может повлечь лишь угрызения совести, действующим законодательством оно не регламентировано. 

— В первую очередь — морально-нравственная сторона, которая законодательством не прописана. К сожалению, в данном случае есть пробел. Один вариант — обращаться в правоохранительные органы с целью изъять его из публичного доступа.

Его коллега заместитель начальника полиции по оперативной работе ОМВД России по г.Инте Николай Романюк добавил, что в деятельности полиции это одно из приоритетных направлений.

— Устанавливаются личности тех, кто «заливает» такие видео, роликам дается правовая оценка. Если, допустим, подобное произошло в нашем городе и этому есть доказательства, мы немедленно реагируем. Работа в этом направлении ведется, — ответил Н.Романюк.


У горожан вызвали шквал возмущения многочисленные видеоролики, на которых дерутся подростки или даже избивают толпой своего сверстника. Как выяснилось, ответственность в таких случаях предусмотрена лишь к тем, кто на видео избивает своего оппонента. Что же касается распространителей таких видеороликов, то такое деяние может повлечь лишь угрызения совести, действующим законодательством оно не регламентировано. 


Помимо этого, граждане поинтересовались, как определить грань допустимого при самообороне, как в результате самообороны самому же не сесть на скамью подсудимых.

Александр Киселев и Николай Романюк ответили, что при самообороне отпор должен быть адекватен угрозе. Иными словами, защита при помощи оружия против безоружного обидчика будет квалифицирована, как превышение необходимой обороны, и оборонявшийся может быть привлечен к уголовной ответственности.


Фото автора