Жертвами телефонного обмана становятся доверчивые граждане, которые все чаще даже не догадываются, что их обрабатывает грамотный мошенник. Как не попасться на удочку телефонному мошеннику? И что делать, если все-таки попались?..
Как правило, мошеннические схемы всегда одинаковы: это звонок по телефону с сообщением о происшествии с родственником, которого необходимо «откупить» от уголовной ответственности, или же преступники под видом работников социальных служб проникают в дом к пенсионерам и похищают денежные средства. Мошенники в корыстных целях пользуются доверчивостью пожилых граждан, обещая пенсионерам, ветеранам войны и труда произвести социальные выплаты, получить подарки, предлагают провести в их домах и квартирах льготный ремонт. Это один из наиболее распространенных способов обмана, конечной целью которого является хищение или получение денежных средств от потерпевших.
Многим схемам, как минимум, десятилетие, и, казалось бы, мошенникам должно быть не так просто войти в доверие граждан и совершить преступление. Увы, доверчивых граждан множество, а истории с другими потерпевшими их так ничему и не научили.
ЗВОНКИ И SMS ИЗ БАНКА
Итак, представим, что вам звонит якобы сотрудник банка или приходит сообщение о том, что ваша карта заблокирована. Чтобы исправить ситуацию, необходимо позвонить по указанному в сообщении номеру. Затем под предлогом уточнения информации злоумышленники выясняют данные карты или вынуждают, воспользовавшись банкоматом, набрать определенную комбинацию цифр и тем самым совершить операцию по переводу денежных средств на сторонний счет.
Если вы благополучно прошли все эти «испытания», можем вас поздравить — вы сами отдали свои деньги неизвестно кому.
Чтобы избежать такого исхода, есть только один рецепт — игнорировать подобные сообщения и звонки. Важно помнить одно: ни один уважающий себя банк никогда (!) не рассылает такие SMS и не совершает подобные звонки, да еще и с дальнейшими «инструкциями» по «разблокировке». В крайнем случае, если действительно с вашей картой что-то произошло, банк для решения проблемы пригласит вас в офис, но никак не будет решать ваши проблемы в телефонном разговоре.
Если же вы все-таки забеспокоились и желаете удостовериться, что с картой все в порядке, достаточно обратиться в службу поддержки клиентов банка (ее номер есть у каждого владельца карты) или же зайти в сам банк, чтобы на месте обсудить данную ситуацию. Также можно посетить ближайший магазин и совершить мелкую покупку, например, приобрести бутылку лимонада или булочку. Покупка увенчалась успехом? Вот вам и ответ мошенникам.
ВЫИГРЫШ
Представьте себе ситуацию: сидит человек дома вечером, после работы, смотрит телевизор. Ему на мобильный телефон звонит некто с неизвестного номера и торжественно объявляет, что он выиграл: автомобиль, бытовую технику или путевку на Гавайские острова. И пока «счастливчик» радуется и примеряет на себя образ победителя, ему спешат сообщить инструкции, как получить свой выигрыш. Делать для этого, собственно, ничего не надо: только отправить sms на определенный номер, внести «регистрационный взнос», купить карту оплаты и назвать ее код… Способов переправить деньги «организаторам» розыгрыша — множество. Вот только на переводе денег все и заканчивается.
В первую очередь необходимо осознать, что стать победителем в каком-либо конкурсе или розыгрыше призов можно только в том случае, если вы в них участвуете. Оповещения о конкурсах всегда публикуются на сайтах тех или иных компаний, радиостанций и так далее. Проверить такую информацию несложно. Потенциальная жертва должна задать себе такие вопросы: а что вообще был за конкурс, откуда у неизвестных мой номер? Если таких вопросов не задано, мошенники уже добились своего.
Чтобы проверить, соответствует ли действительности содержание телефонного разговора, достаточно лишь проверить информацию. Если звонят якобы с радиостанции, не поленитесь включить радиоприемник на ее частоте. Вы слышите из динамика свой собственный голос? Значит, все в порядке, нет — моментально прекращайте разговор. Если информации о конкурсе нет ни в одном официальном источнике, знайте — вам позвонили мошенники. Можете смело вносить данный телефонный номер в «черный список».
Куда жаловаться на телефонных мошенников:
Если вы столкнулись с телефонным мошенничеством, то в первую очередь стоит уведомить об этом мобильного оператора. Если у вас выманили большую сумму денег, то обращаться нужно в полицию.
МТС: 8 (800) 333-08-90 (или переправьте полученное SMS на бесплатный номер 1911);
Билайн: 8 (495) 974-88-88 (бесплатные рекомендации по телефону 068044);
Мегафон: 8 (800) 333-05-00 (абонентская служба 0500);
Полиция: 02 (с мобильных телефонов 020).