Жители Коми на Рождество смогут проникнуться древней историей в горах Приполярья

Печорские туристы считают, что рождественские праздник в 2021 году нужно отмечать дома, в республике. Поэтому для жителей Коми они подготовили тур «Рождество в горах».

С 4 по 7 января 2021 года туристов будет ждать Инта. Любителей активных праздников повезут на снегоболотоходах на базу Санавож, которая раскинулась между уральских горных хребтов Санаиз (в переводе с языка коми Росомаха) и Малдынырд, на широкой террасе долины реки Балбанью.

По своему имени, происходящему от расположенных по берегам причудливых скал, Балбанью является «родной сестрой» получившего сейчас широкую известность плато Маньпупунер-Болваноиз. В словаре Даля слово «болван» – «истукан, статуя, идол, языческий изваянный бог». В Приуралье «болванами» называли одинокие камни-останцы, похожие на фигуры людей; у древних народов такие каменные идолы считались священными и часто служили местами жертвоприношений.

Название Балбанью является калькой с более древнего, ненецкого имени реки – Хай-яга (от ненецкого хае, хэ – идол, яха – река), и манси Ялпынг-я – «священная река».

В верхней части, на пути из высоких гор в широкую троговую долину, Балбанью образует несколько небольших, но очень красивых озер, называемых Верхнее, Малое и Большое Балбанты (коми ты – озеро). На языке народа манси, когда-то кочевавшего здесь, их названия звучат как Ялпынг-Талях-Тур – «Озеро в истоке Священной реки», Мaнь-Ялпынг-Тур – «Малое Священное озеро», и Яны-Ялпынг-Тур – «Большое Священное озеро».

На берегу Малого Балбанты, под горой Старуха, до 2009 года располагалась летняя стоянка оленеводов из поселка Саранпауль, которые и сегодня приходят сюда, в верховья Балбанью, на летние пастбища, осенью откочевывая обратно в Тюменскую область. Стойбище под Старухой имело древнюю историю: это место было «обжито» кочевниками очень давно – упоминания о чуме сохранились в записях и рисунках еще с середины XIX века.

По рассказам стариков, когда-то здесь находился «храм под открытым небом» – священный природный комплекс, включающий горы Старик, Старуха и Еркусей, а также низовья долины Дёля-Гладь, по которой протекает речка Сюразь-рузь. Проход между Стариком и Старухой носил название Долины Предков. Этот район считался у манси священной землей (ялпынг мa): здесь запрещалось пить воду из священных озер, плевать и испражняться на землю; эта территория была запретна для женщин – им нельзя было при проезде слезать на землю с нарт или лодки, лицо следовало прикрывать платком.

Вообще у кочевых народов всегда принято было в дикой природе, особенно в горах, «быть гостем» – вести себя сдержанно. Не полагалось громко кричать, петь, устраивать пляски, вести себя высокомерно и вызывающе; запрещалось также нарушать что-то в дикой природе – копать землю, рубить деревья, рвать цветы и травы и даже дробить камни. Считалось, что после смерти человека одна из душ реинкарнируется в одном из потомков, т. е. человек, духовно рождаясь заново, несет «багаж» добра и греха из прошлой жизни, поэтому при нарушении табу грех за проступок переходит к близким нарушителя – родителям или детям.

Одно из самых интересных мест не только на Балбанью, но и на всем Урале – это Еркусей, или Шаман-гора, известная с древних времен всем оленеводам побережья: здесь находилось межродовое святилище. Название горы переводится с ненецкого как «святой хранитель, хозяин»; манси и коми-ижемцы словом «йир, йирком» называли кровавое жертвоприношение (когда забивали жертвенное животное); традиция приносить здесь в жертву оленя сохранилась до XXI века.

В низовьях Балбанью находятся два интереснейших памятника – не только природных, но и историко-культурных. Перед устьем Балбанью на левом берегу стоит первый «каменный идол» Старик-хозяин; археологами подтверждено, что в эпоху палеолита здесь было место жертвоприношений.

Второй истукан – тридцатиметровая «Каменная баба» – расположен на берегу Кожима в километре ниже устья Балбанью. Каменную бабу стремятся увидеть женщины, страдающие бесплодием. Существует поверье, что она исполняет самые заветные мечты, в том числе и желание родить ребенка. Целебными свойствами, вполне объяснимыми с точки зрения науки, обладает и вода в источнике на 25 километре от базы. Ключ бьет прямо из-под скалы. Это место называют гротами. Вода в источнике насыщена множеством минеральных веществ, пить ее в больших количествах не рекомендуется.

Оба камня, напоминающие силуэты людей, словно «наблюдают» за рекой; как тут не вспомнить поверья тех же ненцев и манси, согласно которым у каждой реки был свой дух – «хозяин», а район устья считался сакральным.

С базы Санавож будут организованы прогулки на хребет Малдынырд, к памятнику природы «Каменная баба» (каменный останец высотой 30 метров), двуликому «Хозяину Балбанью», скале «Бегемот», а также гротам Балбанью.

 


Источник «Комиинформ», Елена Шубницина