Учение или мучение?

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?

Каждый родитель не раз задавался этими вопросами. Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним ребенком нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам» сидеть и внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно. Все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет ему в школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит вся последующая жизнь ребенка.

Для вас, родители, корреспондент 

«Искры – твоей городской газеты» подготовил материал, собрав воедино рекомендации специалистов: детского психолога, педагогов дошкольного образования и преподавателя начальных классов.

Об особенностях развития детей подготовительного возраста рассказывает педагог-психолог детского сада № 30 «Северное сияние» Елена Байгулова.

– В возрасте 6 — 7 лет у детей складываются предпосылки для начала системного школьного обучения. У них возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Дети начинают проявлять интерес к творчеству, у них развивается воображение, они стремятся к самостоятельности. Складываются предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Развивается произвольность и воля. Детям 

6 — 7 лет свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Развивается эмпатия, сочувствие. Самооценка ребенка 6 — 7 лет достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем свое поведение. В 6 — 7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Что включает в себя психологическая готовность к обучению в школе?

1. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.

2. Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой.

3. Волевая готовность предполагает наличие способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действия, выполнить его, оценить результат своего действия, а также умение проявить определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия.

4. Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту.

Педагоги-воспитатели детского сада «Северное сияние» Светлана Сотникова и Людмила Яковлева делятся с читателями секретами того, как помочь ребенку пройти этап подготовки к школе.

1. Организуйте для ребенка распорядок дня: стабильный режим дня; полноценный сон; прогулки на воздухе.

2. Формируйте у ребенка умение общаться. Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3. Уделите особое внимание развитию произвольности. Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Ему необходимо уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка. Во время прогулок наблюдайте изменения в природе.

Обращайте внимание на различные явления природы: дождь, снег, радугу, листопад, туман, ветер, тучи, бурю, рассвет, закат.

Выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках.

Используя лото и книги, учите с ребенком названия диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных уборов, видов обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия городов, названия любимых сказок и их героев.

Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержание мультфильмов. Составляйте рассказы по картинкам. Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.

Научите ребенка пользоваться ножницами и клеем. Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.

Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать).

Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

Как же вызвать у ребенка интерес к обучению в школе?

Расскажите ребенку о своих школьных годах. Такие беседы помогут вызвать интерес к школе и нейтрализовать возможные страхи. Поделитесь с ребенком своими воспоминаниями о любимых учителях и предметах, о школьных достижениях (участие в олимпиадах или победе на школьном конкурсе), посмотрите вместе с ним свои школьные фотографии. Важно сформировать у него отношение к школе как к важному и интересному этапу жизни.

Организуйте дома рабочее место для будущего школьника. Позиция родителей: «Ты – будущий первоклассник, мы вместе подготовим тебе стол для занятий. Освободи часть полок от игрушек и выбери, где будут лежать твои учебники, карандаши и ручки». В результате ребенок поймет, что отношение к учебе в школе отличается от отношения к посещению детского сада.

Поиграйте с ребенком в «школу наоборот». Ребенок будет учителем, а мама (папа, бабушка) – прилежными и не очень прилежными учениками. «Учитель» дает задание нарисовать корабль (цифры, буквы и т. п.). Прилежные «ученики» стараются рисовать аккуратно, а нерадивый выкрикивает с места: «А я не умею! Я хочу домой к маме!» Важно побудить ребенка к принятию взрослой роли учителя: «Сейчас у нас урок, он закончится через 15 минут, и ты пойдешь домой. А пока постарайся нарисовать аккуратно». Важно помочь ребенку адекватно оценить поведение и успехи «учеников». Безусловно, такая игра потребует творческого подхода к общению с ребенком.

Отмечайте любой успех ребенка на занятиях. Без ощущения успеха мотивация ребенка к учебе пропадает. Оценивая свои результаты как неудачные, он рано или поздно потеряет интерес к этой деятельности. Чтобы ребенок не утратил желания учиться при первых же трудностях, с которыми ему неизбежно придется столкнуться, очень важно подчеркивать и отмечать его успехи в учебе. Это должны делать именно родители. Если у ребенка что-то не получается и даже если объективно хвалить его не за что, то надо непременно похвалить за старание: «Молодец, ты старался, в следующий раз у тебя обязательно все получится».

На этапе подготовки избегайте чрезмерных требований, не давите на ребенка. Предоставляйте право на ошибку и право исправить ее. Не думайте за ребенка, не торопите его, дайте время ему самому осмыслить задание и справиться с ним. Не перегружайте ребенка чрезмерным количеством информации, будьте внимательны к его поведению. Не пропустите первые трудности и, если в этом есть необходимость, не бойтесь обращаться к узким специалистам. Устраивайте ребенку маленькие праздники, ведь для этого не нужен повод.

Педагог начальных классов гимназии № 2 Инна Турбина дает советы родителям на тему адаптации детей к новому этапу своей жизни.

Последний год перед поступлением в школу – самый ответственный период. На занятиях по подготовке к школе с детьми не занимаются тем, что учат их читать, писать и считать. Основная цель подготовки – мотивировать ребенка на то, чтобы в будущем он пришел в школу с большим интересом. Мы развиваем речь, абстрактное мышление, память и моторику. По сути подготовка – это фундамент, который позволит ребенку в будущем, опираясь на него, легче усваивать знания, которые он начнет получать на занятиях в школе с 1 сентября. Но это не значит, что вы, как родители, со своей стороны не должны участвовать в процессе подготовки ребенка к школе.

Не пропускайте трудности, которые могут возникнуть у ребенка на начальном этапе. Если имеются проблемы со здоровьем, обязательно займитесь им, потому что усиленная нагрузка, которая ляжет в ходе обучения на ребенка, в первую очередь даст о себе знать ухудшением уже имеющихся проблем.

Конечно, есть набор знаний, которые детям дошкольного возраста рекомендуется знать. Например, азбука. Но, если вы чувствует, что самостоятельно у вас не получается научить ребенка читать, лучше не стоит этого делать. Пусть он знает буквы, играет с ними. Придумывайте слова на каждую букву, рисуйте их.

Не читайте по 5 раз одно и то же ребенку, но читайте обязательно каждый вечер! Возьмите это за правило. Это поможет выстроить вам друг с другом более близкие доверительные отношения.

Для развития словарного запаса и речи приобретайте побольше журналов и выполняйте данные там задания.

Зачастую родителям хочется все сделать побыстрее, на бегу, но нужно приучать детей к самообслуживанию и самостоятельности: собрать портфель, застелить постель, умыться, одеться и так далее.

Устраивайте дома маленькие соревнования «Кто быстрее». Например, кто быстрее оденется, кто быстрее застегнет пуговицы на рубашке, зашнурует шнурки, кто быстрее покушает.

С поступлением в школу в жизни ребенка появится много ограничений, а также появится новый очень важный человек – учитель. Для ребенка авторитет учителя будет крайне весомым.

Обязательно уважайте мнение ребенка об учителе. В присутствии ребенка никогда не говорите в негативном ключе об учителе.

Взрослые люди, обучаясь чему-то новому, испытывают трудности. Ведь не все сразу сели в машину и начали ездить без проблем? Что уж говорить о детях. Нам кажется, их задания очень легкие. «Почему ты так плохо пишешь палочки?» – говорят многие из родителей, забывая, что ребенок это делает в первый раз и он учится. Нужно не критиковать, а сделать упор на те моменты, в которых вы видите отставание. Не старайтесь думать за ребенка. Помогая выполнить ему задание, не вмешивайтесь, иначе ребенок очень быстро поймет, что ему самому незачем напрягаться, ведь за него все сделают. Чувствуете, что он самостоятельно справляется – не стойте у него за спиной и не контролируйте. Похвалите его за самостоятельность: «Как здорово у тебя получается! Давай я отойду, и ты попробуешь сам работать. Если тебе будет трудно – обращайся, я тебе помогу». А самое главное – хвалите ребенка. Хвалите за каждую мелочь. Подмечайте успехи ребенка, и результат не заставит себя ждать.

Желаем вам и вашим детям успехов!