«Еджыд Кырта» — первая шахта Интастроя

В календаре памятных дат 2016-го — 75-летие первого угольного предприятия республики и будущего комбината «Интауголь» рудника Еджыд-Кырта (или Щугорский), в далекие 1930-е входившего в Усть-Усинский район, а ныне располагающегося на карте муниципального района «Вуктыл» Республики Коми.

В далеком 1931 году подневольным геологом К.Г.Войновским-Кригером в районе реки Щугор, впадающего в Печору, было открыто угольное месторождение, которое стало одним из первых обеспечивать углем суда Печорского пароходства. Рудник начал работать с 1932 года. Добытый уголь на волокушах, позднее по рельсам узкоколейки на конной тяге доставляли к берегу и грузили на баржи потребителям до самого Архангельска.

Первая эксплуатационная шахта была заложена в феврале 1933-го, а шахта № 2 в 1934-м году. Примечательно, что еще до начала войны Воркутстрою, опекаемому НКВД, вменялось закладывать новые шахты, в том числе и на Щугоре, по проектным заданиям без технических проектов и смет. Следующие шахты строились здесь с годовой добычей 100 тысяч тонн: № 3 заложена в апреле и шахта № 4 в августе 1941 года. Интинское строительство и лагерь директивой ГУЛАГа № 0013 от 11.12.1941 были выделены из состава Воркутстроя, как отмечает автор книги «Город на Большой Инте» Л.Н.Малафеевская, для строительства и эксплуатации угольных шахт Интинского и Щугорского месторождений. Начальник рудника и лаготделения П.П.Гаршин доложит в политотдел Интастроя о заложенной в 1942 году в срок шахте № 5 (журнал «Вестник» № 9 2007).

О том, какие преодолевались трудности и решались задачи при строительстве на Еджыд Кырте, можно увидеть из генеральной сметы 1943 года строительства шахты № 3, когда появлялись проблемы, не предусмотренные по времени и затратам. Современники отмечали, что для эксплуатации строящихся шахт угольного месторождения Еджыд Кырты (как и интинских шахт) не хватало оборудования, механизмов, вагонеток, специалистов-горняков, что мешало наращивать темпы добычи. В журнале «Вестник» (№ 9, сентябрь 2007г. института геологии Коми научного центра УрО РАН) кандидат геолого-минералогических наук А.И.Иевлев пишет, что в докладной записке 31 января 1947 года в ЦК ВКП(б) от Коми обкома партии сообщалось: преимущественной формой подземной откатки угля является конная и ручная тяга, что резко сказывается на производительности труда и удорожании добываемого угля. Также отмечалось, что в Инте и в Щугоругле механизированная зарубка угля полностью отсутствовала.

Перед нами документ «Дополнение к плановому заданию шахты № 4 рудника Еджыд Кырта» согласованный специалистами 1 августа 1941 года и утвержденный главным инженером Воркутстроя НКВД старшим лейтенантом госбезопасности Фейтельсоном. Уже шла война, оккупирован Донбасс, угольный ручеёк иссякал. В документе отмечалось, что промплощадка закладываемой шахты заболочена, отсутствовала топографическая съемка, поэтому возможность закладки наклонного ствола была исключена: осушение болота потребует значительных средств и, главное, времени. Война диктовала свои сроки: предлагалось максимально использовать проектный материал по шахте № 3 и четвертое шахтное поле вскрыть одной вертикальной шахтой с центральным вентиляционным шурфом и квершлагом.

Архивный чертёж Воркутпечлага № 3365 — технический проект «Поселок Еджыд Кырта», с довоенной датой 22.5.1940 предлагал строить «Стационар для л/п на 1500 ч; на 41 койку с родильным отд. на 3 койки. План. Кубатура 3187 м3». Сегодня я не могу утверждать, что запланированный ещё до войны объект был построен, но в примечании было сказано, что данный чертеж выполнен на основе типового проекта управления лесной промышленности ГУЛАГа НКВД для контингента численностью в 1500 человек. Вуктыльские краеведы наверняка могут внести ясность, но бесспорно одно: какая-то больница в поселке была построена.

Тогда же, в октябре 1940 года, были сброшены чертежи №№ 4490 и 4503 строительства типового рубленного барака для ИТР и АТП на 100 человек, «…. по нормативам утвержденным заместителем начальника ГУЛАГа на совещании 19.01.39 г.». В этом бараке комнатной системы (по 10 человек) устраивалась сушилка и умывальная, совмещенная с кухней с титаном. Отопление печное, стены рубленые: наружные — 22 см, внутренние -18 см, перегородки 15 см. Пол и потолок утеплялись слоями подручного материала.

В 1944 году руководство рудника Большая Инта получает указания и чертеж 3043 на барак усиленного режима на 100 человек, что, скорее всего, в поселке Кырта реализовано не было, хотя проволочное оцепление промплощадок и взвод охраны с вышками имели место.

Для сведенья: шахта № 3, как бы главная на руднике Еджыд Кырта комбината «Интауголь», имела один вертикальный ствол протяженностью 120 м, закрепленный деревом с бетонной шейкой 16 метров. Было найдено инженерное решение и построен наклонный ствол протяженностью 280 метров. Предприятие работало на непрерывной рабочей неделе, исключая ремонтные дни, имея в среднем 353 рабочих дней в году. Выемка угля из 3 лав уже производилась отбойными молотками ОМС-5.

Планы были серьёзные. Начальник комбината «Интауголь» полковник внутренней службы М.И.Халеев поддержал предложение по увеличению на 1953 — 1954 год производственной мощности шахты № 3 до 110 тысяч тонн, при суточной добыче 312 тонн угля.

Приводятся данные о добыче на руднике: в 1932 г. — 6079 тонн угля; в 1933 г. — 27870 тонн; в 1935 г. — 40021 тонна (больше всех до войны). В послевоенные годы добывалось в 1950 г. — 104334 т угля; в 1951 г. — 118094 т; в 1952 г. — 118498 т; в 1953 г. — при плане 102,6 % рудник выдал 102 637 тонн «черного золота». Отмечена себестоимость кыртынского угля — более 128 рублей за тонну, тогда как уголь интинских шахт стоил 80 рублей 85 копеек за тонну. Годовое задание 1954 г. рудник не выполнил, добыв более 98 т тонн угля. Руководство комбината «Интауголь» предполагало в 1960 году довести добычу на руднике до 150 тысяч тонн. Однако добыча снижалась, а затраты увеличивались. 11 июня 1956 года заместитель министра угольной промышленности А.Графов назначил комиссию из 5 человек, включая главного геолога Г.Г.Богдановича, для ознакомления с состоянием горных работ и поверхности шахты № 3, геолого-разведочными перспективами и целесообразности промышленного освоения Еджыд-Кыртинского месторождения.

Актом комиссии от 9 июля 1956 года установлено, что шахта № 3 является единственной действующей шахтой угольного месторождения. Мощность шахты 100 000 тонн угля в год, потребитель — Печорское речное пароходство. Рабочими на поле шахты являются только два пласта: «Верхний» и «Основной», расстояние между ними от 8 до 18 метров. Средняя мощность верхнего пласта — 0,72 метра, и он выработан. Пласт основной на западном крыле месторождения выработан штольнями шахт №№ 1 и 2. На восточном крыле 1-го горизонта шахта № 3 выработала запасы на протяжении 4.940 м, где более 4-х километров мощность пласта в среднем была 1,64 метра. На южном и северном крыле установлено раздвоение угольного пласта на 2 пачки с уменьшением мощности. Таким образом, остаток промышленных запасов составляет на 1.7.57 г. всего 777,2 т тонн, что обеспечивало срок службы шахты на 6 — 7 лет.

Комиссия отметила весьма сложные гидро-геологические условия месторождения Еджыт Кырты, которые представляют опасность для дальнейшего его освоения при отработке новых горизонтов. В 1942-м и позднее в 1953-м на шахтах №№ 2 и 3 отмечались прорывы подземных и поверхностных вод напором от 200 до 400 кубометров в час.

Кроме того, малая перспективность месторождения объяснялась удаленностью от Инты на 400 км и от ближайшей ж/д станции Печора на 220 км, которая, кстати, расположена на другом берегу реки Печора, грузовое движение по которой весной продолжается 25 — 40 дней, а осенью 15 — 20 дней. В остальное время движение прекращается из-за перекатов, ледохода и ледостава. Доставка угля до речного причала осуществлялась автотранспортом на расстояние 7 км, где складирование на 8 — 9 месяцев было очень дорогим и небезопасным в пожарном отношении удовольствием. Отгрузка угля была одним из «узких» мест предприятия.

Электроснабжение шахты осуществлялось энергопоездом в 1000 квт, непрерывно эксплуатируемым с 1945 года при отсутствии запчастей. Отмечено, что энергопоезд был импортный. Имеющиеся на ЛЭС 4 локомобиля 336 квт также изношены и служат аварийным агрегатом для водоотлива. Поверхность шахты выполнена в дереве. При вскрытии 2-го горизонта необходимо было бы произвести реконструкцию технологического комплекса и замены временных сооружений постоянными.

Жилпоселок строился для спецконтингента, существует с 1941 года и по своему ветхому состоянию и размерам не может удовлетворить потребности вольнонаемного состава, который с семьями достиг 3000 человек. В связи с отдаленностью шахты продукты и материалы приходилось завозить лошадьми и самолетами на год вперед. Таким образом, себестоимость угля Еджыд Кырты была почти в два раза больше, чем в Инте. В результате вышеперечисленного шахта по затратам признана нерентабельной, плюс через 6 — 7 лет работы потребуются дорогостоящая ликвидация предприятия с вывозом оборудования. Вывод: эксплуатационные работы прекратить в 1957 году, а проходческие по вскрытию 2-го горизонта остановить немедленно.

После изучения акта специальной комиссии под председательством П.И.Пояркова партийные органы Коми в октябре 1956 года приняли решение о ликвидации рудника Еджыд Кырта в 1957-м. Приводится итоговая цифра: шахтами рудника за период работы добыто около 1,5 миллиона тонн угля.

Каким же был тогда этот шахтерский поселок? На схематическом плане эл/сетей береговой полосы марта 1953 года мы видим наличие в поселке клуба, школы, гаражей, здания управления, магазин, железнодорожные объекты, читальню, базу ЧТЗ, каптерку, бункер угольного склада, контору, склад ИИС, питомник, конюшню, ТЭС, ЛЭС, пекарню, шорную, баню, детсад, заправочную, больницу, пилораму, пристань, ряд складов.

Сегодня поселок Еджыд Кырта выглядит умиротворенно. Ничто не напоминает о лагерных временах, только остатки надшахтных сооружений угадываются с трудом. На картах 1940 — 50-х годов среди учреждений и служб поселка Еджыд Кырта было почти мультфильмовское пожарное депо на конной тяге. Сразу и не сообразишь, как они поспевали тушить пожар: разве, что лошади стояли запряженными!?

В Инте до сих пор живут те, кто пережил когда-то эвакуацию из Кырты. Нам удалось встретиться с Валиной Алефтиной Пименовной, награжденной медалями за доблестный труд в годы войны, и с её дочерью Любовью Николаевной Новожиловой, бывшими жителями поселка Еджыд Кырта тех лет. Их семья, включая Николая Васильевича Валина, танкиста-фронтовика, попавшего туда по этапу, с последующей реабилитацией, как и другие, после закрытия рудника переехали в Инту. Многие из них трудились на интинских шахтах. И небольшое открытие: когда-то параллельно улице Морозова в Инте была улица Кыртинская, названная в честь горняков шахтерского поселка, откуда началась угольная отрасль республики.