О крепости духа и силе искусства

В Инте проходят уроки мужества, посвященные Году памяти и славы в ознаменование 75-летия Великой Победы.

Один из таких уроков прошел недавно для обучающихся Интинского политехнического техникума. На встречу со студентами первого и второго курсов пришли военный комиссар Инты Николай Литвинович, военнослужащий войсковой части № 21210 Евгений Майстренко и начальник Интинской автошколы ДОСААФ России, член Общественного совета при Интинском ОМВД России Ольга Золотова.

В самом названии урока заключена его основополагающая тема, тема мужества и отваги, чести и героизма, самопожертвования во имя потомков, во имя жизни на Земле.

Пример истинного мужества и героизма являют собой защитники Брестской крепости, одними из первых принявшие на себя удар немецкой армии в начале Великой Отечественной войны. О том, как гарнизон Брестской крепости сдерживал натиск фашистов, студентам напомнил Николай Литвинович.

Брест был первым советским пограничным гарнизоном, который прикрывал центральную магистраль, ведущую к Минску, поэтому Брестская крепость оказалась первым пунктом, который атаковали немцы. Советские солдаты в течение недели сдерживали натиск немецких войск, имевших численное превосходство, а также поддержку артиллерии и авиации. В результате штурма в самом конце осады немцы смогли завладеть главными укреплениями, однако на прочих участках сражения все еще продолжались в течение нескольких недель, несмотря на катастрофическую нехватку продовольствия, медикаментов и боеприпасов.

Оборона Брестской крепости стала первым сражением, в котором советские войска показали свою полную готовность защищать Родину до последнего. Сражение стало своеобразным символом, показывающим, что план стремительного штурма и захвата немцами территории СССР может оказаться неудачным.

Штурм Брестской крепости начался на рассвете 22 июня 1941 года ураганным артиллерийским огнем со стороны немецкой границы. Мощному артиллерийскому огню со стороны немцев были подвергнуты в первую очередь казармы и жилые дома командного состава с целью дезориентировать армию и добиться хаоса в рядах советских войск. Основная идея штурма состояла в факторе внезапности: немецкое командование надеялось, что неожиданное нападение вызовет панику и сломит волю находившихся в крепости военных к сопротивлению. По расчетам немецких генералов, крепость должна была быть взята к 12 часам дня 22 июня, однако планы не оправдались.

Покинуть крепость и занять позиции за ее пределами, как оговаривалось в планах в случае нападения, удалось лишь небольшой части солдат, остальные остались внутри – крепость была окружена. Несмотря на неожиданность нападения, а также гибель значительной части советского военного командования, солдаты проявили мужество и несгибаемую волю в борьбе с немецкими захватчиками. Несмотря на то что положение защитников Брестской крепости изначально было практически безнадежным, советские солдаты сопротивлялись до последнего.

Официально последним защитником Брестской крепости стал майор Гаврилов, плененный немцами в полубессознательном состоянии 23 июля. Однако согласно донесениям вермахта, безвестные одиночные бойцы РККА продолжали вести войну против агрессоров в подземных казематах даже в августе 1941 года.

По данным современных исследователей, всего за первую неделю боев в крепости погибло около 1200 нацистских солдат, что составило до 5% всех потерь вермахта за это время. Потери гарнизона были более тяжелыми – порядка 1900 погибшими и 7 тысяч попавшими в плен.

В 1965 году Брестской цитадели было присвоено почетное звание «Крепость-герой». А в 1971 году на ее территории открыт мемориальный комплекс, посвященный героической обороне ее защитников. Завершая экскурс в историю обороны Брестской крепости как символа мужества, стойкости духа и героизма советских солдат, военный комиссар Инты рекомендовал студентам, если будет возможность, обязательно побывать в этом мемориальном комплексе.

В последние годы на встречах с учащейся молодежью часто приходится слышать: «Есть такая профессия – Родину защищать». Урок мужества в политехе – не исключение, поскольку большинству студентов в ближайшие годы предстоит исполнить свой гражданский и конституционный долг в рядах Вооруженных сил России.

Пришедшие на встречу гости рассказали юношам о возможности избрать для себя военную карьеру, о преимуществах службы в армии по контракту. К этим преимуществам относят как все возрастающий престиж профессии военного, так и социальное обеспечение контрактников, включающее достойное денежное довольствие (начиная с момента обучения в вузах Минобороны), беспрецедентную в России программу военной ипотеки и другие преференции.

Будущим защитникам Отечества подробно рассказали, как и где можно получить старт военной карьеры.

Для тех же, кто не ставит перед собой цель стать военным, полезной стала информация начальника Интинской автошколы Ольги Золотовой о возможности получить профессию военного водителя категории «С» на бесплатной основе. Преимущество получения военно-учетной специальности заключается не только в востребованности военных водителей в войсках, но и в том, что она вполне может пригодиться молодому человеку и «на гражданке».

В завершение урока мужества гости политеха ответили на интересующие студентов вопросы.

Победу над фашизмом помогали ковать не только военное мастерство и техника, но также боевой и моральный дух солдат. В его сохранении особую роль играло искусство, которое даже в годы войны не переставало быть важным для людей. Наравне с воинами сражались те, чьим оружием были музыка, слово, живопись, кинокамера.

Теме значения искусства в деле борьбы с немецкими оккупантами в годы Великой Отечественной войны был посвящен урок мужества, проходивший в школе № 5. Он – очередной из цикла муниципальных уроков мужества, старт которым был дан в конце января. «Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны» – обширная тема, которую взяли для своего урока педагоги «пятой».

Вспоминали имена и творения тех, кто запечатлел грозную, жестокую правду войны, подвиг героического народа; тех, кто поддерживал соплеменников в суровых, страшных испытаниях, неся свое созидательное, высокое, спасительное искусство.

Во время урока в актовом зале звучали великие произведения различных музыкальных жанров, поэтические строки, родившиеся в годы войны, шел рассказ об истории создания того или иного авторского творения. В исторический экскурс гармонично вплелись выступления самих школьников, исполнявших песни и стихи военных лет, показавших инсценировку отрывка поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин».

Огромный эмоциональный заряд патриотизма и ненависти к врагу несли документальные ленты, а также «Боевые киносборники», составленные из короткометражных художественных фильмов, которые снимали крупнейшие мастера советского кинематографа. За годы войны советские кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины, снимались фильмы на историческую тему: об Иване Грозном, Кутузове, Нахимове. Участникам мероприятия был продемонстрирован отрывок из фильма «Александр Невский».

Отдельный блок урока мужества был посвящен художникам, творившим в годы Великой Отечественной. Многие из них работали в частях действующей армии, на флоте, в партизанских отрядах.

В годы войны произошло быстрое возрождение острого политического плаката и политической карикатуры.

Невозможно забыть о роли художественных бригад, выезжавших на фронт, в заводские цеха, к труженикам сельского хозяйства. Только в Москве было создано 700 таких бригад, в Ленинграде – 500. За время войны на фронте побывали около 4000 артистических бригад, в которых было занято 42000 творческих работников. Ими было дано 440 тысяч спектаклей и концертов. В госпиталях перед ранеными воинами было проведено 530000 концертных выступлений. Символичным завершением этого блока программы урока стал танец, исполненный под песню «Синий платочек», которую в годы войны перед фронтовиками исполняла Клавдия Шульженко. Тихие лирические слова этой песни обладали не меньшей силой, чем кованые строки «Священной войны».

Логическим окончанием мероприятия стала песня «На Берлин!».

Отметим, что муниципальный урок мужества, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, проходил в школе дважды. Впервые его показ состоялся в феврале, с участием руководства отдела образования администрации округа, руководителей и старшеклассников всех общеобразовательных организаций города.

Гостями второго исторического литературно-музыкального вечера стали родители учащихся, а также представители Союза ветеранов Афганистана и локальных конфликтов Виктор Логозинский и Иван Купреев, активист военно-патриотического страйкбольного клуба «Манарага» Антон Лифенко и лидер ветеранского движения ВДВ Василий Пономарев.

 


Фото Ларисы Батмановой и Полины Калиниченко