Приемы, методы, технологии

В Инте впервые за много лет прошел муниципальный фестиваль мастер-классов педагогов допобразования.

Проводившийся некогда среди педагогов допобразования учреждений нашего города фестиваль возобновился и получил новую жизнь. В апреле муниципальный отдел образования собрал специалистов данного направления, учителей-предметников в Центре внешкольной работы, чтобы они вновь смогли поделиться своими наработками, новыми приемами, методами и технологиями.

Фестиваль привлек немало участников, специалистов с большим стажем и молодых педагогов, готовых как делиться опытом, так и перенимать его, расширяя свои профессиональные навыки. Свои наработки и инновационные методы обучения представили специалисты общеобразовательных и дошкольных учреждений, Станции юных натуралистов и самого Центра внешкольной работы. В ходе мероприятия было дано более 20 мастер-классов по самым различным направлениям допобразования – добровольчеству, экологии, декоративно-прикладному творчеству, театральному, хореографическому, вокальному искусству и многим другим.

В связи с большим количеством участников фестиваля организаторы разделили его на несколько этапов. Занятия проходили одновременно в разных аудиториях. Проводившим мастер-классы необходимо было уложиться в рамки стандартного школьного урока.

Что можно успеть за 40 минут? Как оказалось, очень многое. За столь незначительное время участникам удалось не только продемонстрировать свои наработки, но и обсудить их с коллегами.

 

На творческой волне

Лучше всего с задачей справились «прикладники». Декоративно-прикладное творчество было и остается одним из наиболее востребованных направлений допобразования. Через него дети получают немало полезных навыков, а при мастерском подходе наставника – еще и уникальные, сделанные своими руками изделия, которые будут радовать как самого ребенка, так и его близких. В ходе занятий участники создали пасхальные композиции «Весеннее настроение», заколки и броши из денима, а также графические работы в оригинальной технике «Coffee art». Такие мастер-классы провели для своих коллег педагоги Центра внешкольной работы Елена Ломоносова, Елена Старкус и Людмила Филиппова. С бумагопластикой, ее особенностями, разнообразием, потенциалом и влиянием на общее и творческое развитие ребенка познакомила участников единственный представитель дошкольного образования, работник детского сада «Родничок» Оксана Нужнова.

Свои педагогические наработки в направлении хореографии, вокала, сценического искусства и фольклора продемонстрировали педагоги школ № 9, 10, гимназий № 2, 3 и хозяева площадки. Сказать что-то новое в данных сферах достаточно сложно, но им удалось это сделать, а также пополнить копилку опыта своих коллег. Темы мастер-классов и их реализация были интересны не только специалистам, но и стороннему наблюдателю. Развитие координации движений, вокальных данных, как увидеть и поддержать в ребенке интерес к хореографии и театру? Эти и многие другие вопросы призваны помочь решить педагогам проведенные в ходе фестиваля занятия.

 

Новые методы и технологии

В ходе фестиваля на его площадке неоднократно выступили представители Станции юных натуралистов. Учреждение прочно удерживает свою позицию в авангарде развития детских талантов, а это невозможно без применения новых методик и технологий. И этим всем сотрудники СЮН готовы делиться с коллегами. В частности, педагог станции Марина Феоктистова расширила познания своей аудитории в сфере канистерапии, метода как медицинской, так и социальной реабилитации с использованием собак. В отличие от лошадей, которые и ранее использовались СЮН в качестве помощников в зоотерапии, лучший друг человека имеет явные преимущества. Собаки ближе и понятнее современному ребенку и могут лучше выполнять функции «терапевта», способствовать развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики, реабилитации и социальной адаптации детей с особенностями развития.

С успехом применяют сотрудники Станции юннатов в своей работе и технические средства. Руководитель объединения «Школьное лесничество» Людмила Дриганец продемонстрировала в действии цифровую лабораторию «Экология», которую СЮН получил в 2018 году в рамках проекта «Народный бюджет». Оборудование для проведения мониторинга состояния окружающей среды во всех ее проявлениях – водной, воздушной, почвенной.

Неординарность подхода к образовательному процессу продемонстрировала сотрудник СЮН Алевтина Першина. Темой ее мастер-класса стало «Биомоделирование»: участники из подручных материалов создавали модель осьминога, которая наглядно дает представление о принципах движения головоногих. И все это проделывается с помощью подручных материалов – воздушного шара и имитирующих щупальца разрезанного на полосы пакета. Этот метод, который юннаты прозвали «дрессировкой мусора», не только интересен, но и крайне эффективен. С помощью биомоделирования можно показать, как работают различные системы и органы человека и животных, например, как циркулирует кровь, как устроена челюсть змеи, створчатая раковина моллюска и еще многое другое, о чем в учебниках рассказывается сухо и скучно.

За основу своих оригинальных занятий педагог взяла работы Романа Соловьева, одного из авторов Всероссийского образовательного проекта «Дети и ­наука». И, переняв опыт коллеги, Алевтина Першина щедро делится им с другими.

Необычная и интересная подача материала, даже самого серьезного и сложного, облегчает его усвоение. И игровой метод здесь также крайне эффективен. Своей методикой в этом направлении поделилась с коллегами руководитель экологического клуба ЦВР Алена Бажутина.

Изучение экологии и смежных с нею тем неизменно связано с заучиванием большого объема информации, сложной терминологии, понятий, базовых знаний. Облегчить их запоминание и призваны игры, которые были разработаны и изготовлены самим педагогом. Автор уже давно и очень результативно использует свои наработки.

Особой популярностью у ребят пользуются игры-бродилки, карточные игры, пазлы. В процессе игры легко даются сложные темы: таким образом можно просто и доходчиво познакомить обучающихся с флорой и фауной родного края, рассказать о «краснокнижных» животных и растениях и т. д. Даже глобальные экологические проблемы в игровой форме понять намного проще.

«Дидактические игры как метод обучения в естественнонаучных дисциплинах» – так звучала тема мастер-класса Алены Бажутиной, но у ее методики, несомненно, есть потенциал использования и в других дисциплинах.

 

Необходимый минимум

Самые азы, буквально только познакомить и в то же время заинтересовать своими дисциплинами, а где-то и откровенно позабавить участников смогли педагоги, работающие в направлениях молодежной политики, спорта, растениеводства. Так, известный всему городу мастер-шахматист Тимур Зорин смог обучить основам преподаваемого им в ЦВР предмета совершенно неподготовленную аудиторию. Даже не сидевшие никогда за шахматной доской, теперь имеют представления не только об «инвентаре», но и главных игровых позициях и комбинациях. Также участники мастер-класса смогли лично убедиться, что шахматы, сочетающие в себе элементы искусства, науки и спорта, требуют, но в то же время вырабатывают, усидчивость, стратегическое мышление и еще массу способностей и навыков, полезных в любом возрасте.

 

В ходе занятия «Волонтерская инициатива» педагог ЦВР Анна Гагарина поделилась с его участниками своим опытом в этом направлении. Она занимается добровольчеством более 10 лет, реализует вместе со своими коллегами – педагогами образовательных учреждений волонтерские проекты. В этот раз она предложила им заглянуть в будущее добровольчества нашего города.

С особенностями растениеводства в условиях Крайнего Севера, зоне рискованного земледелия, познакомила своих коллег-педагогов сотрудница Станции юных натуралистов Оксана Алышева. В ходе практического занятия вместе они провели две фазы, обязательные для большинства растений, выращиваемых в открытом грунте, посев и пикировку календулы – отличного украшения клумб и лекаря для почвы.

В дикие условия «забросил» участников мастер-класс по выживанию, который дал педагог ЦВР Михаил Яковченко. Он показал, «как из экстремальной ситуации создать увлекательное приключение». На практике это означало создание простейшего оборудования для фильтрации и очистки воды с помощью элементарных материалов, которые должны быть в арсенале любой отправляющейся за город группы: пластиковой бутылки, марли, ваты и активированного угля. Пропущенную через данный фильтр воду смастерившим его пришлось выпить. Впрочем, первым это сделал сам проводивший занятие.

Со своей стороны педагог ЦВР, руководитель объединения «ПроРОК» Евгений Сомов не только провел аудиторию по хитросплетениям и дебрям многоликого музыкального рок-направления, но и за считанные минуты сумел создать из нее группу. В творческие туры ей отправляться рано, но исполненная ею мини-композиция на тему хита Deep Purple «Дым над водой» (Smoke on the Water) была встречена слушателями на ура.

 

Прошедший марафон мастер-классов поразил талантом, мастерством и изобретательностью наших педагогов. Несомненно, каждый из участников вынес что-то полезное из проведенных мастер-классов. И это уже даже не предположение, такой вывод можно сделать по многочисленным отзывам, озвученным там же после завершения мероприятия.

Высокую оценку фестиваль получил и от самих организаторов, их решение возобновить его еще более укрепилось. И теперь речь идет уже о том, чтобы вновь сделать такой формат обмена опытом педагогов допобразования регулярным.


Фото автора