Миры на ладонях

Минувшее десятилетие можно смело назвать расцветом такого замечательного литературного жанра, как фэнтези. Никогда и не страдавший от нехватки почитателей, он обрел массу поклонников благодаря ярким экранизациям произведений Джона Р. Р. Толкина, Клайва С. Льюиса, Джоан Роулинг, Стефани Майер, Джорджа Мартина и других авторов. Завершил десятилетку вышедший на экраны в преддверии Нового года первый сезон сериала «Ведьмак» по мотивам саги польского писателя Анджея Сапковского.

Удивительный мир фэнтези невероятно разнообразен, им увлекалось немало авторов, работающих в других жанрах. Даже «король ужасов» Стивен Кинг прекрасно вписался в эту когорту. Благодаря такому вниманию со стороны мэтров и начинающих писателей мир литературного фэнтези обрел небывалый размах с огромным числом направлений. В первую очередь это, конечно же, классика жанра – эпическое фэнтези, историческое, городское, юмористическое, детективное. И это далеко не все направления, существуют и такие специфичные поджанры, как пиратское, научное, техно, игровое и пользующееся огромной популярностью у прекрасной половины человечества любовное фэнтези.

Познакомить с этим удивительным миром, а точнее – мирами и даже вселенными, призвана книжная выставка «Волшебный мир фэнтези», открывшаяся в центральной библиотеке.

Книг в стиле фэнтези на библиотечных полках просто масса, поэтому организаторы экспозиции выбрали лишь некоторые из них, наиболее ярко отражающие суть своего жанра и направлений. А многие из них к тому же были экранизированы. Однако нам хотелось бы рассказать не только об этих произведениях, но и других, которые каждый желающий может найти на абонементе.

 

Меч и магия

Героическое фэнтези считается самым старым направлением. Оно берет свои истоки из средневекового рыцарского романа, но в отличие от его героев, более современные, как правило, не изображаются носителями добра и благородства. Это просто люди со своими недостатками и проблемами, а иногда и вовсе воры, наемники или просто бродяги.

О таких обычных, а иногда и вовсе неприметных, не приспособленных к героической жизни, но все же ведущей ее людях и представителях иных рас невероятно увлекательно рассказывают произведения таких мастеров, как Дж. Р.Р. Толкин, Ник Перумов.

Конечно, мир фэнтези не обходится и без откровенных «суперов» с удивительными способностями, чьи деяния масштабны, а цели бесконечно высоки (захватить трон, спасти принцессу или как минимум мир). Их в избытке можно встретить в книгах Роджера Желязны, Юрия Никитина, а также его альтер-эго – Гая Юлия Орловского, самого плодовитого писателя на сегодняшний день (его сага о Ричарде Длинные руки насчитывает уже 55 томов).

Нередко миры авторов приобретают мрачные оттенки. И Джордж Мартин настоящий мастер в этом. Почитатели его творчества прекрасно помнят мемы, ходившие в свое время по Интернету («Хотя… Убью-ка всех») в связи с экранизацией его произведений – эпопеей «Игра престолов». А между тем сам автор тогда вполне доходчиво объяснил, почему он косит своих героев направо и налево. Ему не нравятся типичные фэнтези-истории, в которых главные герои не погибают. Смерть неизбежна, напомнил Мартин, все умрут рано или поздно, герои не должны становиться исключением.

 

Братья-славяне

Тем, кому ближе культура родной стороны, кому претят эльфы, орки и иже с ними, несомненно, стоит обратить внимание на так называемое «славянское фэнтези» – жанр, в который преобразовалось героическое направление в условиях славянской культуры. Самыми яркими его представителями по праву считаются тот же Юрий Никитин с его серией романов «Трое из Леса», Мария Семенова с циклом «Волкодав», Дмитрий Скирюк – «Осенний лис».

Несмотря на обилие «западных» отсылок, к этому же направлению относят и Анджея Сапковского с его «Ведьмаком».

Особняком в жанре стоит Генри Лайон Олди – совместный псевдоним украинских писателей Дмитрия Громова и Олега Ладыженского. Их книги отличаются глубоким погружением в мир мифологии (хотя и далеко не всегда славянской) и некоей элитарностью, они предназначены для вдумчивого, эрудированного читателя. Сами писатели называют большинство своих проведений «философский боевик» – книга, которая сочетает динамичность и увлекательность сюжета с глубиной затрагиваемых мировоззренческих и общечеловеческих проблем.

 

По переулкам бродит кто-то

Средиземье, Вестерос, Беловодье, Киммерия, Нарния и другие не менее экзотические земли, находящиеся то ли в параллельных вселенных, то ли вообще на других планетах, уже давно перестали быть единственным местом действия для сюжетов произведений в стиле фэнтези. Его герои шагнули на просторы современных (или несколько удаленных по временной шкале от нас) городов.

Городское фэнтези соединяет в себе черты таких жанров, как фэнтези, мистика и реализм, и имеет связи с самыми разнообразными литературными направлениями: от детектива до романтической прозы.

Мастера отечественного городского фэнтези – Сергей Лукьяненко, Алексей Пехов, Вадим Панов. Они с успехом разворачивают сюжет на реальной арене. В этой же среде живут и борются с темными силами герои таких известных саг, как «Сумерки» Стефани Майер, «Гарри Поттер» Дж. К. Роулинг, «Орудия смерти» Кассандры Клэр, «Американские боги» Нила Геймана, чьи экранизации вызвали немалый интерес как у любителей фэнтези, так и тех, кто еще не был знаком с этим жанром.

Не хохмы ради

И, конечно же, нельзя обойти стороной одно из популярнейших направлений фэнтези – юмористическое. Яркий и качественный юмор ценился читателями всегда и везде, но далеко не всем авторам он по силам. И все же есть свои мастера и в этом поджанре. Значительную роль в развитии юмористического фэнтези сыграли такие мэтры, как демиург Плоского мира Терри Претчет и создатель корпорации «МИФ» Роберт Асприн, а также отечественные мастера Михаил Успенский и Андрей Белянин. Их книги рекомендуется читать только в дневное время суток, чтобы не беспокоить диким хохотом соседей.


Обзор провела Мария СТАРОСТИНА.

Фото автора