Мир, в котором я живу

 

На днях случайно услышала такой разговор о книге. Мальчик спросил:
– Бабушка, зачем тебе целая библиотека дома. Ведь половину из этих книг можно уместить на электронный носитель. Хочешь – читай, хочешь – слушай через наушники.
– Да, – поддержала молодая женщина, его мать, – для кого это все? Этот пылесборник нужно убрать.
– Для кого это все? – повторяю я про себя ее слова и погружаюсь в воспоминания.
 

Все начинается с детства

 
Не знаю, как для всех остальных, но для меня, книга – это источник знаний, который сыграл в моей жизни огромнейшую роль.
Даже не могу вспомнить, когда произошло мое знакомство с книгой. Наверняка тогда, когда моими единственными словами были только «мама». Мне, как и всем детям, читали сказки «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди». И мне это нравилось! Всем детям нравится, когда им читают, особенно сказки. Их язык прост и поэтому доступен, сюжет прозрачен, но и загадочен. Стоило маме только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве», – как я, затаив дыхание, уносилась в мир фантазии.
С самого раннего детства в моей жизни присутствовала книга. Сначала это были тоненькие книжечки с множеством картинок. В таких книжках было много сказок, загадок, песен. Такие вот детские книги начали тогда, в детстве, открывать для меня окружающий мир.
С каждым годом картинок в моих книжках становилось все меньше и меньше, а сами книги – все толще и толще. Малыш растет, и взрослеют его книги. Но самые первые книжки, которые я помню, навсегда оставили в моей памяти свой след и остались в моих детских воспоминаниях.
 

Первые книжки

 
В дошкольном возрасте я ходила с мамой в поселковую библиотеку Кожим-Рудника. И там я впервые увидела так много книг! Это изумление и потрясение запомнилось мне на долгие годы.
Читателям в те времена не разрешали самим брать книги со стеллажей, их подавала через прилавок, как в магазине, женщина-библиотекарь. Новенькая большая книга «Сказки А.С. Пушкина» в той поселковой библиотеке запомнилась навсегда. Я впервые держала ее в руках. Прошла целая жизнь с тех пор, а я помню даже запах той новой книги, еще пахнущей типографской краской. И с каким интересом слушала эти сказки, а фантазия рисовала картинки одну интереснее другой. И подолгу разглядывала страницу за страницей.
Далее, как у всех, у меня была школа. Помню тоненькую книжечку «Эта книжечка моя про моря и про маяк», которую в первом классе я открыла для себя и для своих одноклассников. Одна девочка спорила со мной, что таких книг не бывает, но потом мы пошли в школьную библиотеку, и я показала ей эту тоненькую книжечку. Это было открытие для нас, первоклашек: оказывается, есть и такие необыкновенные названия книг, как у этой!
Потом прочитала «Что такое хорошо и что такое плохо», веселые рассказы Николая Носова, русские народные сказки, сказки народов СССР.
Однажды кто-то из ребят принес в наш первый класс книгу Сергея Михалкова «Дядя Степа». Книга была восхитительная, с крупными буквами и цветными картинками. Смотрели всем классом, но особенные чувства я испытала, когда дошла моя очередь. Я смогла трепетно и внимательно рассмотреть каждую картинку, не дыша, бережно листая страницу за страницей. И в тот момент ничего прекраснее и представить себе не могла.
Помню, в четвертом классе после уроков читали вслух книги. Это были разные книги: «Приключения Травки», «Старик Хоттабыч» и особенно меня поразила книга «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу. Мы, дети, сидели за партами на своих местах и плакали над унижением рабов, их тяжелой жизнью, придумывали способы спасения несчастных людей.
Потом прочитала книгу Льва Кассиля «Улица младшего сына», восхищалась храбростью героев и плакала над гибелью Володи Дубинина. «Детство» Максима Горького, да разве можно перечислить все прочитанные мной в детстве книги.
 

В свободном плавании

 
Не помню, в каком классе мы с подружкой Светкой записались в поселковую библиотеку. Вроде бы в пятом. И вот тогда началось! Читала все подряд, что-то с трудом понимая, что-то перечитывая по несколько раз. И такое это было наслаждение – зачитываться! И особое место в моей жизни тогда занимали книги из серии «Библиотека приключений и научной фантастики», долгие годы я была верным ее почитателем. Эти книги всегда считались эталоном качества, идеальным подарком к любому празднику, ведь каждая книга, каждый роман из этой серии всегда оставляли приятные воспоминания в сердце. Если попадалась такая книга, да еще и зачитанная до дыр, можно было быть уверенной – будет интересно!
Вот, например, Вильям Козлов «Президент каменного острова». Первые главы я прочитала в газете «Пионерская правда». Многие из тех, кто постарше, читали эту замечательную книгу. Добрая летняя подростковая история, крепко замешанная на рыбалке, отдыхе, лете. Повесть о дружбе, первой любви, приключениях, тайне, уходящей в далекие годы, и много еще о чем. Все это создавало для меня непередаваемую теплую атмосферу и предвкушение летних каникул. Или «Дикая собака Динго…», тоже удивительная подростковая повесть, взволновавшая меня не меньше.
Новую книгу всегда открывала с каким-то трепетом. Что там? В какие неизведанные дали меня она может завести? Но особенную прелесть всегда находила в потрепанных, замусоленных книгах. Это была особая тайная примета: значит, книга очень интересная, раз ее так зачитали!
 

Иная реальность

 
Примерно в седьмом классе мы со Светкой увлеклись фантастикой. Однажды на глаза попалась зачитанная книга Александра Беляева. И все! Я влюбилась в его творчество! Пока не прочитала все двенадцать томов собрания сочинений, найденных в библиотеке, не успокоилась. Поразила и судьба самого писателя, прикованного к постели, и его фантастические произведения.
Фантастика стала для меня настоящим открытием. Я познакомилась с «Человеком-невидимкой» Г. Уэллса, «Аэлитой» А. Толстого, «Таинственным островом» Жюля Верна и особенно «Землей Санникова» Обручева. И в любую минуту можно нырнуть в совершенно иную действительность.
Открытие нового пространства, новых миров, неизведанных планет и космических историй. Берешь в руки книгу – и тебя уже нет здесь, ты там – далеко, далеко… Исследуешь глубины морей с диковинными существами или путешествуешь в огромном космосе, совершаешь необыкновенное увлекательное путешествие в неизведанные земли с отважными путешественниками.
Фантастика расширила мой кругозор до границ Вселенной, заставила увлечься темой космоса. Когда в библиотеку поступала новая книга на любимую тему, нужно было обязательно успеть первой ее прочитать. Заодно знакомилась и запоминала новые слова, пополняя словарный запас.
Летом, на каникулах, можно было читать хоть всю ночь до утра. А зимой было тайное чтение под одеялом, когда подсвечиваешь себе фонариком. Таким образом я прочитала «Два капитана» Валентина Каверина. Зачитываясь допоздна или до утра, забывала о времени, а во сне мне снились истории, о которых прочитала.
Сколько раз я будила своим криком домашних, когда не могла убежать от страшных монстров или спрятаться от жутких чудовищ! Но днем опять брала в руки книгу и опять погружалась в новые приключения. Читала и всегда удивлялась тому, как писатели умеют так интересно сочинять книги. Они казались мне удивительными, неземными людьми, ведь было понятно, что простой человек не мог бы придумать и написать замечательную книгу.
Книги, как и кино, для нас, подростков советского периода, были почти единственным развлечением, средством познания мира добра и зла. Они учили нас правильно мыслить, правильно жить, правильно общаться. И каждый раз не хотелось, чтобы хорошая книга заканчивалась. Все, что происходило в ней, происходило и со мной: хорошее и плохое, восторги, печали и сожаления.
Закрывая последнюю страницу, я как бы закрывала какой-то отрезок своей жизни, часто было грустно до слез. Сразу переходить к новой книге не хотелось. Это ощущение книжной реальности сохранилось и до сих пор. Заканчивая книгу, я не могу сразу же перейти к другой. Мысленно я еще там, в той жизни и, пока не улягутся в голове прочитанные страсти и переживания, за другую книгу взяться не могу.

Вне времени и моды

 
А что электронная книга? Конечно, и ее можно читать. Можно накачать не один десяток в дорогу, в поезд, на лицо экономия места. Но ведь они, электронные, не живые, холодные. Понимаю, век электроники не остановить. Вот уже и школьное образование перешло на компьютеры. С практической точки зрения это, может быть, и хорошо. Но…
 
Но так бездушен монитор!
С клавиатурою совместно.
И я считаю данный спор
Пустым и просто неуместным.
 
Многие утверждают, что традиционная книга изживает себя, что скоро закроются библиотеки за их ненадобностью. Не могу представить себе этого. Спустя годы мой внук-первоклассник листал подаренный ему «Справочник эрудита» и спать ложился в обнимку с любимой книгой.
Для меня книга – это не просто переплетенные вместе листы с текстом, а настоящий мир, в котором можно путешествовать, проживать жизни героев. Книга не предаст, не обидит, не оскорбит, а в трудную минуту успокоит, что уже немало. И свою жизнь я посвятила работе с книгой. Это мир, в котором я до сих пор живу. Это мои герои, с которых я брала пример. Это загадочная жизнь неоткрытых миров. Это надежда на лучшее будущее.
Перефразируя известное выражение, хочу сказать: человек без книги – как птица без крыльев. И я уверена, для настоящих читателей бумажную книгу никогда не заменит Интернет.