Пассажиры мы или пешеходы?

Экстремальные морозы декабря - начала января показали все «узкие места» пассажирских перевозок. Горожане были недовольны графиком движения пассажирского транспорта, его соблюдением, холодом в салонах. Журналист «Искры - ТГГ» поделился личным опытом поездок в общественном транспорте и задал вопросы руководителю компании-перевозчика Геннадию Заболотному.  
Где этот автобус?! 
Конец декабря и начало января стали настоящим испытанием для горожан, немного отвыкших за последние годы от суровых зимних морозов. Даже те, кто любил добираться до работы пешком, были вынуждены выйти на остановки. Ожидание автобусов и маршруток при столь некомфортных погодных условиях не всегда оказывалось успешным: общественный транспорт либо опаздывал, либо приезжал забитым пассажирами по самую крышу. Из личного опыта: каждый день в 7:50 утра по пути от Западного до Дома Быта в небольшую маршрутку пытались попасть около 40 - 50 человек. В итоге, «Газель» всегда шла страшно перегруженной, люди в буквальном смысле сидели или стояли друг на друге. И, как мы понимаем, в этом перегрузе добирались до места назначения не только взрослые, но и дети школьного возраста. Нередко происходило, что кто-то попросту не влез в салон и остался на морозе ждать следующего рейса. 
Многие интинцы пытались вызывать такси, но и здесь везло не всегда: свободных машин катастрофически не хватало, а тарифы за проезд по городу увеличились с 60 - 70 рублей до 100 рублей. В микрорайоны, надо полагать, цена за проезд была еще выше.
В такой ситуации оказалось большое количество интинцев, и ваш покорный слуга в том числе. Чтобы в морозные дни добраться от Детского мира до редакции на Чернова,1, приходилось идти практически через полгорода пешком, или, рискуя получить обморожение, дожидаться мало-мальски свободной маршрутки. Вызывать такси каждый день - не вариант, лишней «сотни» нет. 
Не лучше по маршруту «единички» и по вечерам. Последний рейс в сторону Западного примерно в 17:20, а дальше - тишина практически на час. Успел к маршрутке, смог пропихнуться в нее - сказочно повезло. Пропустил или остался за бортом - стой целый час на адском морозе или иди несколько километров пешком. Кстати, именно в таких условиях и начинаешь понимать смысл выражения «движение - жизнь», иначе неровен час замерзнуть насмерть посреди дороги. 
Каждый раз меня интересовал один вопрос: почему в «часы пик» утром и вечером не пустить дополнительный автобус? Не маршрутку, а именно автобус, который разгрузит поток пассажиров? Ведь с завистью смотрим мы на то, как за работниками отдельных предприятий приезжают большие автобусы и «вахтовки», а большинство интинцев либо теснятся в маленьких маршрутках, едва не вываливаясь наружу, либо добираются до места назначения на «своих двоих».
Жалоб на работу компании-перевозчика в те дни было действительно много. Несколько интинцев направили их в адрес руководителя администрации округа Ларисы Титовец. Ситуация повторилась на новогодних каникулах. По отзывам горожан автобусы и маршрутки не то чтобы не соблюдали установленный на праздничные график движения - никто вообще не понимал, по какому графику, собственно, эти автобусы ездят. Накануне Нового года на официальном сайте администрации округа был размещен злополучный график движения, который в действительности оказался каким-то «ненастоящим». Горожане неоднократно отмечали некую странность, когда график на воскресенье соблюдался в середине недели, график в будничные дни переносился на субботу, и так далее. Особенно в этом плане пострадали пассажиры маршрутов №№ 3 и 101. В интинских группах соцсети «Вконтакте» регулярно сыпались соответствующие жалобы:
- Ужас! Уже больше часа стоим на остановке. «Тройки» даже не видать. И зачем надо было праздничное расписание автобусов в сеть выкладывать, если по нему никто не ездит!!! 
- Тройку ждала недавно, автобус так и не приехал. Теперь с температурой дома.
- Простояла на остановке около часа, вернулась домой. Интересно, с пятнадцатой автобусы ходят? И как часто?
- Доброе время суток. Ребята, вечером на станцию никто не едет? Сегодня беда с автобусами. 
И еще. Отмечалось, что в салонах автобусов, независимо от их марки, очень холодно. 
Качество пассажирских перевозок стало темой для обсуждения на первой же после новогодних каникул планерке в мэрии. 
Лариса Титовец дала поручение отделу ПТС проработать с перевозчиком все жалобы и претензии и принять меры для их устранения. 
- Конечно, надо думать, как решать проблему с пассажирскими перевозками, искать варианты. Прорабатывать вопрос по приобретению теплых автобусов… 
 
Где автобус? На ремонте
 
Сегодня пассажирскими перевозками в Инте занимается индивидуальный предприниматель Геннадий Заболотный. Конкурентов у его фирмы нет. Просто потому, что желающие заниматься этим хлопотным делом в очередь на исполнение муниципального контракта не выстраиваются. Вероятно, куда проще заниматься оказанием населению услуг такси. 
 
- Геннадий Витальевич, что же произошло в морозные дни? 
- Произошло то, что должно было произойти при экстремально низких температурах: начала отказывать техника. Вы слышали из федеральных новостей, что уже при 30-градусных морозах во многих городах случился коллапс в обеспечении пассажирских перевозок - города попросту «встали». Ведь большинство марок автотранспорта работает на дизельном топливе. После 30 градусов оно в силу своих физических свойств становится вязким, техника отказывается работать. А у нас ниже 40 градусов температура опускалась. 
В конце декабря - начале января мы работали и дежурили сутками, ведь у нас последний рейс завершается в 1 час ночи, а первый утренний - без десяти пять. Неразбериха в графике движения была вызвана одним - поломками автотранспорта. Наиболее часто выходили из строя тормозные шланги, они попросту перемерзали. Приходилось брать автобус на буксир, чтобы доставить в гараж, выпускать на маршрут другую единицу техники. Все это приводило к сбоям в графике. 
Почему много поломок? Большая часть техники довольно старая, некоторым автобусам, например, уже по 9 лет. Не все так просто, как может на первый взгляд показаться, и я очень благодарен жителям нашего города, которые понимают проблему, терпят, входят в нашу ситуацию. Я сам либо хожу пешком, либо езжу автобусом, поэтому знаю о том, что происходит не понаслышке.  
 
- Сколько у вас сегодня единиц техники?
- Каждый день в рейсы по всем маршрутам выходит 19 единиц: «ПАЗы», два «Форда» и четыре «Газели». С «Фордами», к сожалению, есть проблемы. Они, с одной стороны, удобны для пожилых людей, так как у них более низкая посадка. Но с другой стороны, заграничная техника не готова к нашим суровым северным погодным условиям, очень часто ломается. А запчасти к ней приходится ждать не меньше 10 дней. 
 
- Власти города периодически заявляют о необходимости закупки новых автобусов...
- С моей точки зрения покупка одного - двух автобусов не решит проблему. И потом, для условий Крайнего Севера эти «зимние варианты», что мертвому - припарка. Практически никакой разницы нет по теплу в салоне между «обычным» и «утепленным» вариантом. Более того, покупка автобусов нужна только с точки зрения обновления автопарка. Количество автобусов на маршрутах увеличивать не нужно. Даже 19 единиц - это много. В недалеком будущем ожидается сокращение автопарка пассажирского транспорта. Чем это обусловлено? Пассажиров общественного транспорта становится с каждым годом все меньше и меньше. Многие жители «пересели» на личное авто, еще часть, в силу относительной дешевизны услуг такси, пользуются именно такси. 
 
- А если закупить не новые транспортные единицы, а новые системы отопления для автобусов?
- Поймите, мы не имеем права вмешиваться в заводскую конструкцию транспортного средства. Любое изменение конструкции делает автобус или маршрутное такси непригодным для осуществления пассажирских перевозок, к которым по закону, очень серьезные требования. 
 
- Помимо обеспечения работы общественного транспорта, ваша организация занимается льготными перевозками. Это вообще выгодно сегодня? 
- Нет. Льготные перевозки рассчитаны на 45 поездок в месяц, и именно это количество нам «закрывают» из бюджетных средств, остальные расходы ложатся на плечи предприятия. Например, в мкр Восточный нет ни аптеки, ни отделения банка, жители вынуждены постоянно ездить в центральную часть города; на Капитальной нет воды, жители этого района в постоянном режиме выезжают за водой. И, в основном, это пожилые люди. Как можно бросить интинцев, заявив им о «лимите» на поездки?
 
- Давайте перейдем к частным жалобам. Ещё в декабре в адрес администрации округа поступило сообщение о большом промежутке в движении по маршруту № 1 в вечернее время: с 17 часов 20 минут до 18 часов. Как и когда будет решаться данная проблема?
- Мы сейчас прорабатываем этот вопрос. Этот промежуток в движении будет обязательно сокращен.
 
- К кому граждане могут обратиться, если возникнет какая-либо проблема?
- В каждом автобусе, в каждом маршрутном такси вывешены телефоны, по которым пассажиры могут связаться с руководством нашего предприятия и озвучить претензии. Гарантирую, что каждая из них будет проверена тщательным образом.
 
На такси в булочную? 
Прогноз погоды вновь прозрачно намекает на похолодание. Не нужно быть Нострадамусом, чтобы понимать - проблемы с общественным транспортом в Инте не в первый и не в последний раз. Если через пару лет перевозчик из-за сокращения пассажирского потока уменьшит и количество единиц техники, проблема, с нашей точки зрения, только усугубится. 
И к этому всем нам нужно быть готовыми. 
Хотя, можно пофантазировать на тему и предположить, что все мы, горожане, обзаведемся личными авто или будем иметь достаток, позволяющий ездить на такси в булочную. А пока остается надеяться, что последний и единственный перевозчик не плюнет на это дело и продолжит работу. Может, и власти придумают какое-то кардинальное решение, как сохранить общественный транспорта без потерь в качестве пассажирских перевозок.