На виражах мотокросса

В мотоциклетном спорте есть разновидности: мотокросс по пересеченной местности, мотогонки по льду, фигурное вождение, шоссейно-кольцевые гонки, мотобол, гонки по гаревой дорожке. По ним проводятся мировые, европейские, российские первенства и используются мотоциклы разных модификаций.

Первые мотоциклы в Коми крае появились у силовых структур, потом в автомотоклубе Осоавиахима и почтовом ведомстве. Появились первые счастливчики, купившие железных коней в личное пользование. Хроники сохранили сведения о первых мотосоревнованиях в Усть-Сысольске (Сыктывкаре) в районе Красной горы и упоминание о гонках на мотоциклах в районе рудника Кожим Интинского района в 1950-х годах. Кстати, фамилия одного из участников соревнований — В.Депутатов.

С июля 1955 года началась биография мотоспорта республики. На первых республиканских мотоциклетных гонках на личное первенство на 50 км призерами стали гонщики Никифоров и Попов. Появились велосипедные команды общества ДОСААФ.

В арсенале техники Коми ДОСААФ с 1958 года на учете среди прочего числился мотоцикл марки «Индиан». А в декабре 1959-го в лучшей первичной организации оборонного общества Инты шахте № 11 — 12 (председатель А.П.Петров) также появились 2 спортивных мотоцикла. Их приобрели за средства шахткома профсоюза.

Май 1963 года — в пойме реки Чибью под Ухтой на республиканских соревнованиях по мотокроссу среди призеров в личном зачете интинец В.Степанов (1-е место в классе мотоцикла 350 куб. см). В Инте в 1960-е мотокроссы проходили на острове, который постепенно оборудовали как парк культуры и отдыха.

1970-е годы — в Инте работали мотосекции на шахтах «Пионер», «Западная», «Интинская», в автошколе ДОСААФ, РМЗ, птицефабрике, где руководители В.Посредников, В.Смелков, В.Просолов, С.Мещеряков, М.Охрименко, В.Михеев.

В сезоны 1970 — 1980-х мотокроссы в Инте в основном проходили в бывшем парке поселка Предшахтный, трассах на террикониках шахт «Пионер», «Западная». И надо было затратить немало сил и энергии, чтобы преодолеть размокшую, как правило, от дождя трассу или выдержать в жаркую погоду пыльную завесу соревнований.

В мотокроссах неоднократно участвовали Владимир Иванов, Виктор Степанов, Владимир Грудзина, Валерий Кузнецов, Виктор Просолов, Антон Петнюнас, Евгений Мешков, Николай Убоженко, Василий и Владимир Посредниковы, Виктор Михеев, Михаил Смирнов, Владимир Рыбкин, Анатолий Шкляр, Сергей Головачев, Сергей Мещеряков, Александр Гетманов, Сергей Лобачев, Василий Васильев, Геннадий Щека, Александр Палаев, Леонид Москаленко, Геннадий Власов, Василий Смоляков, Владимир Маклаков, Иван Киринчук, Владимир Колосунин, Петр Новиков, Александр Акур, Аарно Метсамарт, Геннадий Уличев, Василий Беляев, Сергей Черевко, Александр Чикунов, Владимир Митин, Александр Кротов, в разные годы выступавшие в командах Инты. Многие из них до сих пор сохранили верность мотоспорту, работали в городской коллегии судей, помогали в организации соревнований.

Надо отметить, что в 1970 — 1990-х годах неоднократно проходили товарищеские встречи спортсменов-мотоциклистов Инты и Воркуты. Владимир Муравьев, Владимир Рудой, братья Геннадий и Игорь Казимирские достойно представляли в Инте воркутинский мотоклуб ДОСААФ. Занятия в мотосекциях притягивали молодых ребят, в том числе и склонных к правонарушениям . Спустя время они втягивались в работу, осваивали технику, служили в армии и достойно проявляли себя в соревнованиях и в реальной жизни.

Кроссы проводились на приз открытия сезона, на День Победы, День шахтера, участвовали в республиканских первенствах на Кубок Коми обкома ДОСААФ, на гонках в Воркуте, Ухте, Кирове. Мотосекции шахты «Пионер» и позднее  на ремонтно-механическом заводе работали на правах спорттехклубов ДОСААФ, где также имелись команды стрелков и автоспортсменов.

Большое внимание работе спорттехклуба шахты «Пионер» (позднее объединилась с «Глубокой») уделяла администрация, партком и профком предприятия. Директор шахты В.А.Горев, парторг Л.И.Гущин всегда интересовались делами спортсменов и оказывали необходимую помощь. Добрую память о себе оставил Виктор Завалин, много сделавший для организации работы клуба и мотосекции. Клуб пользовался авторитетом у спортивной общественности республики и близлежащих областей. Москва высоко оценила достижения спортивного коллектива предприятия, и на знамени шахты на торжественном пленуме, как боевой орден, был прикреплен Почетный знак ДОСААФ СССР. Сегодня, после закрытия шахты, эта награда и знамя стали раритетом городского краеведческого музея.

Другой пример. Авторитетным лидером оборонной организации РМЗ был Михаил Охрименко, мастер электроремонтного участка завода. Хороший организатор и специалист, он сплотил коллектив и при поддержке администрации и завкома сотрудники РМЗ построили мотобокс , сформировали команду, организованно проводили тренировки. Как результат, сборная РМЗ занимала призовые места в городских встречах по мотокроссу, а А.Акур, С.Климов и другие представляли клуб на мотогонках по льду.

Директором РМЗ И.М.Чугуновым 26 октября 1983 года был издан приказ № 51 «О режиме работы заводского спортивно-технического клуба ДОСААФ». СТК действовал на территории завода и приказ регулировал время работы клуба, въезд/выезд на территорию мотоциклов, пользования станками и складом ГСМ без права въезда в цеха. Клуб работал с 17 до 24 часов, а в выходные и праздники с 9 утра до 21 вечера. В составе клуба занимались мотоспортсмены Александр Акур, Аарно Метсамарт, Сергей Климов, Геннадий Уличев, Виктор Стрелков, Сергей Шестаков, а также учащиеся техникума и ГПТУ-13 — Николай Рыбоконин, Евгений Соболев, Александр Медведев, Руслан Мирзаев, Андрей Турбылев, ставшие участниками соревнований.

Наступившие годы реформ 1990-х постепенно свернули календарь соревнований к минимуму. Мотоспорт всегда был затратным мероприятием. Появилась команда во главе с Петром Новиковым под эгидой газовиков, но её следы затерялись. В сентябре 2005 года на трассе породного отвала шахты «Западная» в Инте прошел мотокросс памяти интинского мотогонщика Валерия Кузнецова , а в августе 2006-го — встреча по мотокроссу команд Лабытнанги и Инты.

Более 10 лет федерацию мотоспорта возглавлял Василий Гусак, старший инспектор ГАИ Интинского ГОВД. Коллегию судей по мотоспорту в разные годы возглавляли Виктор Чухломин, Виктор Завалин, Валентин Стариков, Виктор Спиней, Василий Посредников.  В настоящее время первенства по мотокроссу сведены к соревнованиям Дня шахтера, а единственный мотоклуб во главе с Евгением Мешковым, где занимаются порядка 60-ти юных интинцев, поддерживает сегодня преемственность между прошлым и будущим технического спорта ДОСААФ.


Фото автора