Людмила Денищенко: «Мы не знаем, что делается за закрытой дверью»

На прошлой неделе состоялось очередное заседание территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В рамках ТКпДНиЗП планировалось заслушать доклады о профилактической работе с семьями в тех образовательных учреждениях, где в 2015 году были выявлены факты жестокого обращения с несовершеннолетними, посягательства насильственного характера в отношении них. В самом начале заседания член комиссии — старший методист сектора дошкольного, общего и дополнительного образования ГУНО Василий Петров предложил руководителям образовательных учреждений рассказать о проделанной работе не в общих чертах, а что конкретно было сделано педагогами и администрацией учреждения в отношении каждого ребенка, подвергшемуся насилию в той или иной форме. 

Директора школ, гимназий, ИПТ и заведующий одним из детских садов довели до сведения собравшихся ситуацию по обсуждаемому вопросу в вверенных им учреждениях, рассказали, при каких обстоятельствах и где совершены случаи насилия в отношении их воспитанников, какие предприняты меры к каждой семье. Исходя из отчетов, прозвучавших на заседании, в 2015 году в каждом учебном учреждении выявлено от одного до трех фактов жестокого обращения с детьми. Докладчики подробно разбирали каждый случай в отдельности. В нескольких ситуациях дети стали жертвами родительского «воспитания». При этом не всегда фиксировалось наличие следов насилия или побоев, то есть взрослые в воспитательных целях давали детям подзатыльники. Но даже в таких, казалось бы, невинных случаях семья ставится на контроль и находится под пристальным вниманием субъектов профилактики. Нередко на учет КПДН ставятся семьи, уже известные своим асоциальным образом жизни, корректировать их положение и отношение к детям крайне сложно. Как правило, родители в таких семьях либо с трудом, либо вообще не идут на контакт с педагогами учреждений образования, не реагируют на их замечания, агрессивно воспринимают патронаж со стороны социальных педагогов. Куда лучше обстоят дела с теми ячейками общества, в которых родители способны адекватно воспринимать замечания работников школ, должным образом оценивать негативно сложившуюся ситуацию и встать на путь ее исправления. Таких случаев немного, но они все же есть. 

В 2015 году было выявлено несколько фактов насильственных действий против девушек-школьниц. Педагогами школ, социальными службами, психологами проведены реабилитационные мероприятия, чтобы учащиеся могли продолжать нормальную жизнь. К счастью, работа взрослых и в этих случаях дала положительные результаты: судя по докладам, все девушки смогли вернуться в привычное жизненное русло, продолжают успешно учиться, посещают секции и кружки.

Среди докладов о жестоком обращении с детьми прозвучало сообщение заведующего одного из детских садов. В прошлом году в вверенном ей учреждении был выявлен факт нанесения побоев малышу в возрасте 1 года 8 месяцев. Самое, наверное, досадное в данной ситуации, что нерадивым родителям удалось избежать справедливого наказания: незадолго после этого случая они уехали из Инты. Привлечь к ответственности их пока не удается, потому что семья «бороздит» просторы России: еще недавно она была обнаружена в Красноярском крае, теперь — в Краснодарском. Интинские субъекты профилактики направляют необходимые сведения в соответствующие инстанции по месту проживания беглецов. Однако «бумаги», вероятно, доходят к тому времени, когда горе-родители уже сменили место жительства. По мнению докладчицы, эта семья не имеет никаких положительных перспектив, и ребенок, живя в ней, находится в реально опасном положении. 

После того, как отчитался последний докладчик, слово взяла заведующий сектором опеки и попечительства Инты Людмила Денищенко. Беря во внимание то обстоятельство, что в Инте очень много асоциальных семей, она сделала акцент на том, что в таких условиях крайне сложно предотвратить жестокое обращение с детьми. Как бы активно ни проводилась профилактическая работа, чаще всего органы профилактики начинают ее уже тогда, когда факт насилия совершен. Этому есть свое объяснение — контролирующие органы и структуры физически не могут постоянно проверять семью, состоящую на учете. Невозможно знать, что делается за закрытой дверью после того, как рейд в квартиру закончен.

— К каждой неблагополучной семье не приставишь социального педагога, — подытожила Людмила Денищенко. 

Говоря о невозможности постоянного патронажа конкретных семей, она призвала всех ответственных лиц обращать особое внимание на смешанные семьи, где есть отчимы и мачехи — именно там чаще всего фиксируются факты жестокого обращения с детьми. Самое же пристальное внимание — малышам, которые в силу своего возраста не могут пожаловаться на насилие со стороны родителей. Заканчивая свою речь, руководитель сектора опеки и попечительства в очередной раз поблагодарила всех присутствующих в зале работников образовательных учреждений за тесное взаимодействие, своевременную помощь органам опеки и попечительства по многим направлениям. 


Фото автора