Алексей Маегов: «Разумно распределять средства лучше, чем «подкармливать» бюджеты дотациями»

1 июля в Коми началась реализация проекта «Народный бюджет». Такой указ подписал врио Главы республики Сергей Гапликов. Жителям городов и районов предложено самим выбирать, на что следует тратить выделяемые муниципальному образованию средства. О том, что представляет собой проект «Народный бюджет», для чего он нужен, «Республике» рассказал заместитель министра финансов региона Алексей Маегов.

— Скоро в сельских и городских поселениях начнутся сходы, где люди будут обсуждать, на какие цели они бы хотели получить деньги из бюджета. Но зачем собирать такое «вече»? У нас же есть депутаты, задача которых в том числе доносить до властей чаяния народные, принимать решения, на что направлять средства. Зачем дублировать их функции?

— В Бюджетном кодексе есть постулат: обеспечить открытость и доступность бюджетного процесса. И этот проект — одно из направлений такой работы, приближение к народу административных процессов, процедур принятия решений, касающихся общественных финансов. Что касается депутатов Госдумы, Госсовета, то они, занимаясь законотворчеством, решают вопросы гораздо более масштабные, государственного уровня. Депутаты районов и поселений в свою очередь могут и упустить что-то при определении приоритетов, не увидеть объективной картины. А здесь инициативы будут исходить непосредственно от граждан, обсуждаться принародно, так что уже никто не сможет сказать: «Без меня все решили и поделили, моего мнения не спросили».

— Не секрет, что среди активных горожан или сельчан нередко громче всех отстаивают свое мнение люди, скажем так, не самые трезвомыслящие. Не получится ли, что их голос станет решающим, в результате средства пойдут на проекты либо бессмысленные, либо провальные?

— Чтобы такого не случилось, некая фильтрация проектов будет происходить уже на этапе сходов. На основе академии госслужбы формируется проектный центр, который будет предоставлять услуги экспертизы. Тренеры Всемирного банка обучат несколько региональных экспертов, те, в свою очередь, станут тренерами для муниципальных экспертов. Как раз на днях у нас прошел первый такой семинар. В каждом районе появятся один — два эксперта, которые будут ездить на сходы в поселения, консультировать местных жителей, в том числе представлять документы, шаблоны для оформления проектов.

И я думаю, что активисты-демагоги, предлагающие бессмысленные проекты, со временем отсеются. Ведь одно из условий, которое может повлиять на положительное решение о финансировании того или иного проекта, готовность граждан участвовать в этом проекте, оказывать посильную помощь. Допустим, речь идет о ремонте сельского клуба, а люди предлагают сами благоустроить территорию вокруг него, деревья высадить, клумбы разбить. Или готовы добавить на реализацию проекта свои средства. Тогда, кстати, люди будут лично заинтересованы, чтобы все было сделано как надо, никто стройматериалы не стащил и ничего не сломал. Да и в перспективе сохраняются такие объекты повышенного общественного внимания гораздо дольше.

— Значит, появится целый штат экспертов, которые будут получать зарплату, командировочные. Не получится ли так, что такое сопровождение «Народного бюджета» по финансированию будет сопоставимо со средствами, которые выделят непосредственно на реализацию инициатив населения?

— Нет, для экспертов это не будет основной работой, они будут трудиться по совместительству. Более того, чтобы снизить расходы на поездки, мы и приняли решение обучать экспертов в муниципалитетах, чтобы им было проще добираться на сходы. А чтобы избежать какого-либо лоббирования со стороны экспертов, в определении проектов-победителей они участвовать не будут.

— Что-то это все напоминает принцип работы территориального общественного самоуправления.

— Почему бы не заимствовать и хороший опыт работы ТОСов, а затем вывести его на новый уровень? Но здесь все же несколько иной принцип финансирования проектов, он проще.

На местах собирают инициативы, потом на уровне региона оценивают их и, если идея признана достойной реализации, выделяют средства из республиканского бюджета.

— А на какие суммы могут рассчитывать жители сельских или городских поселений? В 90 процентах деревень или поселков люди пойдут на сход с надеждой, что им дадут средства на строительство дороги, моста, асфальтирование улиц. А чтобы превратить километр грунтовки в дорогу с асфальтовым покрытием, нужно порядка 50 миллионов.

— О таких суммах, конечно, на данном этапе речи не идет. Одна из задач эксперта — сориентировать людей, установить некие рамки, пояснить, что подразумеваются не глобальные стройки, где понадобится профессиональное проектирование и экспертиза, миллионы или десятки миллионов рублей и соответствующий государственный контроль. Задача участников схода — предложить что-то действительно необходимое, но локальное, простое в выполнении: починить тротуары и заборы, поставить скамейки, построить веранду возле детского сада, отремонтировать спортивную площадку и так далее. Как правило, в других регионах (таких как Ставропольский край, Кировская, Тверская области и еще пять регионов-пилотов) на реализацию одного проекта для того или иного поселения выделяется сумма в пределах 500 тысяч рублей, в редких случаях — свыше миллиона. Посмотрим, как люди будут участвовать. Если опыт получится удачный, будем увеличивать финансирование.

— Давайте уточним все же, за счет чего будут финансироваться проекты. Допустим, есть некое условное сельское поселение Сидорово, годовой бюджет которого условные три миллиона рублей. Вот эти пресловутые 500 тысяч рублей, которые пойдут на воплощение предложенных народом проектов, потом «отщипнут» от трех миллионов из бюджета поселения?

— Для реализации проекта «Народный бюджет» будут зарезервированы отдельные республиканские средства. Кроме того, еще раз подчеркну, что одним из критериев оценки проектов является степень финансового участия со стороны муниципалитета и местного сообщества (предприятий, частных лиц), чем оно выше, тем больше баллов получит проект при оценке на региональном уровне. На объеме же иной финансовой помощи бюджету поселения это отрицательно не отразится.

— Уже определен объем республиканских средств?

— В этом году мы только собираем заявки на финансирование проектов. При формировании проекта бюджета на 2017 — 2019 годы будем определяться с общим объемом. В некоторых регионах, например в Тверской области, поступают так: собирают инициативы, проводят отбор, отсеивают те проекты, что совсем уж некачественно сделаны, а уже потом задается объем средств, в том числе и за счет иных видов финансовой помощи. Говорят, что деньги ведь все равно региональные, просто речь идет о несколько ином, более рациональном их распределении. Но тогда, как вы сами говорите, это уже «отщипывание» от дотаций, а это всегда вопрос болезненный.

— А у глав сельских и городских поселений в этом какой интерес? Свое мнение они на сходе высказывать могут?

— Глава сельского поселения может организовать сход и присутствовать на нем в качестве модератора, а также давать необходимые пояснения по поводу того, например, какие средства требуются для реализации того или иного проекта. Кроме того, для глав это хороший способ понять, что действительно необходимо людям, изменить сроки реализации некоторых мероприятий, решить насущные вопросы. Допустим, глава знает, что в условиях своего поселенческого бюджета за несколько лет он сможет в поселении сделать новые колодцы. Но люди не хотят ждать, а тут появилась возможность получить эту чистую воду пораньше, с помощью «Народного бюджета», проект реализуется, все довольны.

Наша главная задача — разумно распределить имеющиеся в бюджете средства, определить приоритеты с помощью народа. Это лучше, чем просто «подкармливать» поселения дотациями, не имея при этом возможности четко проконтролировать, на что эти дотации в результате потрачены. С другой стороны, бывает и такое: глава поселения годами бьется, находит средства то на одно, то на другое, а людям кажется, что он ничего или слишком мало делает. А тут они сами могут почувствовать себя в роли главы поселения, реально оценивая, что нужно сделать и какие возможности для этого есть. А пока гражданам не то чтобы все равно, что происходит с их бюджетом, им зачастую просто непонятно. Поэтому они и не слишком заинтересованы в участии в общественных проектах.

— Есть момент, который может подпортить реализацию «Народного бюджета». Люди не совсем поймут, зачем их зовут на сход, или просто поленятся, или их плохо проинформируют. В результате сельский актив на сходе будут изображать все те же местные депутаты и сотрудники администрации.

— Да, в регионах-пилотах, где проект «Народный бюджет» апробировался, сталкивались с подобным. Был случай, когда эксперт прибыл, а глава поселения не смог собрать сход, эксперт уехал. А потом пришел отчет о якобы состоявшемся сходе с участием этого эксперта, к большому его удивлению. Обычно, чтобы такого не происходило, требуют фото- или видеодоказательства проведенного схода. Но и тут стараются схитрить: сфотографировали несколько раз восемь человек в разных ракурсах, а в отчете пишут, что было восемьдесят.

— Есть ли положительные примеры в реализации проекта «Народный бюджет» в других регионах?

— Да, есть, в Ставрополье, например, где отдельные неблагополучные села за несколько лет превращались буквально в образцово-показательные, потому что люди регулярно участвовали в таких конкурсах по инициативному бюджетированию. Из таких сел даже отток населения прекращается, люди понимают, что их голос при распределении средств что-то значит, видят реализацию своих инициатив. И они могут действительно построить комфортное для себя пространство.

— В небольшом селе сход, возможно, собрать просто. А в городе несколько тысяч человек в доме культуры не собрать. Как вопрос со сходами будет решаться в больших населенных пунктах?

— Есть же определенное деление по микрорайонам, в каждом из которых — свои проблемы, которые нужно решать. Кстати, есть опыт проведения таких сходов после концертов. То есть людям предлагают посетить развлекательную программу, а потом обсудить «Народный бюджет», это обеспечивает неплохую посещаемость.

— Когда станет известно, будет ли профинансирован тот или иной проект, предложенный на уровне поселения? И когда можно будет начать реализацию этих проектов?

— Этим летом мы проводим сходы, муниципалитеты собирают итоговые документы собраний и до 1 сентября направляют нам заявки, далее проводим экспертизу проектов.

Определение проектов-победителей — до 30 марта. Думаю, в апреле следующего года, а может, и раньше в поселения уже будут поступать средства. И в течение II — III кварталов 2017-го — собственно реализация проектов.


Беседовала Анна Потехина. Газета «Республика»