Вспомнят дети и внуки с любовью…

Память о погибших и не доживших до празднования очередной годовщины Победы священна.

«…Вспомнят дети и внуки с любовью, тех, кто душу за них положил», — написал в свое время Василий Лебедев-Кумач. А что мы помним о наших отцах и дедах? Что расскажем своим внукам?

Мы с особым чувством вспоминаем тех, кто приближал День Победы. Долгих четыре года шла величайшая в истории битва за свободу и независимость. Миллионы людей отдали свои жизни за то, чтобы мы с вами видели чистое голубое небо. И из этих 4-х лет почти 2 года отважно воевал наш земляк, родившийся в деревне Ярпияг, Пётр Филатович Попов. Ему было 38 лет, когда призвали на защиту Родины. Ушёл на фронт в январе 1942 года. Воевал рядовым  пулеметчиком. За плечами немалый жизненный опыт. До войны Петр Попов занимал должность председателя сельсовета в деревне Абезь. После получения специальности бухгалтера в селе Ижма он возглавил учёт в ярпиягском колхозе «Стахановец». В своё время поработал и продавцом. Из всего этого уже можно сделать вывод, что человек был наделён талантом принимать серьезные решения и брать на себя ответственность.

Когда Петр Филатович ушел на войну, дома остались жена Мария Филипповна, 6-летний сын Василий и 7-месячная дочурка Павла. Родителей к тому времени уже не было. На другой половине дома проживали жена брата Пелагея и сестра Анна. А совсем недавно их было 14 человек.

Дети — что они могли помнить об отце?

Был ли он, как и я, сероглазым,

Я не знаю о нём ничего.

Если вы с ним служили, солдаты,

О моём расскажите отце.

По воспоминаниям матери Павла Петровна поведала такую историю. Вернувшись с повесткой о мобилизации из Абези, отец завершил все начатые домашние дела, обошёл свои угодья: снял капканы, собрал силки. Попрощался и в ту же ночь обратно ушёл в Абезь пешком за 12 км. Оттуда утром должны были уехать на фронт.

Мы все ждали тебя в 45,

Мы все ждали тебя на крыльце,

Но, видать, не судьба 

нам встречаться,

Ты остался в чужой стороне.

Бережно хранится в семейном альбоме Павлы Петровны извещение о том, что рядовой Попов П.Ф., 1903 г.р., пулемётчик, умер от ран 6 ноября 1943 года. Похоронен в 2-х км от деревни Рутиха Чудовского р-на Новгородской области.

Какой же он был? Высокий, низкий, веселый, хмурый? И когда сказали, что его сын Василий очень похож на отца, я вспомнила: Мария Филипповна рассказывала, что, уезжая, муж пошутил, что привезет Гитлера сюда держать ответ за злодеяния. Тогда у меня сам по себе возник образ доброго, шутливого человека, как и его сын, Василий Петрович. Поразили своей красотой фотографии молодых Василия и Павлы. Как бы он гордился своими детьми, как бы дети любили его… «Ах, если б не было б войны…».

Стоит до сих пор родовой дом Петра Попова, ухоженный, построенный ещё его отцом, помнящий историю многочисленного семейства. В то время, когда Пётр привел свою жену Марию Филипповну, она стала 14-м членом семьи. Давайте только представим те времена, когда невозможно было выжить без коровы. Другой кормилицей была река Уса и Лемва. Ходили в лес, стреляли дичь и ловили в силки куропатку. А дети, едва научившись ходить, брали на себя посильную трудовую ношу. В доме были чётко распределены обязанности: кто носит дрова, кто ходит по воду, готовит и т.д. А по вечерам женщины вязали, шили, выделывали шкуры под единственным источником освещения — керосиновой лампой.

Родители Петра — Филат и Екатерина Поповы вырастили десятерых детей: шестерых сыновей и четырех дочерей. Старшие братья Петра: Михаил и Илья не вернулись с войны, у них не было ещё семей. Следующий брат Егор — отец участника войны Ильи Егоровича Попова. Егор Петрович слыл человеком необыкновенной широты души, привечающим любого путника, гостя и нуждающегося в крове.

У брата Василия, тоже погибшего на фронте, осталась жена Пелагея, крёстная Павлы Петровны, вырастившая и ставшая её ангелом хранителем. Жила в этом же доме. Не успел завести семью и младший брат Григорий, который в войну пропал без вести в городе Керчь. В свою очередь повыходили замуж и образовали свои семьи сёстры Антонина, Варвара, Анна и Марфа.

Выросли в этом доме и дети Петра Филатовича, и внуки. Теперь заглядывают на огонек к бабушке Паше, проживающей всё там же, уже правнуки. Но им не придется увидеть одну-единственную фотографию прапрадеда, которую хотели увеличить когда-то на память, но потеряли. На том снимке, последнем в жизни, ему было 40 лет. Что мы знаем о его боевых заслугах? Известно, что он был на передовой пулемётчиком, а физически слабых туда не брали. Один пулемёт весил  60 кг, кроме того, ленты, снаряжение. Всё таскали на себе…

Были наверняка письма. А как же? За такой срок разлуки! Ведь было кому их читать. Их не могло не быть. Как чувствовал в своё время, Петр Филатович организовал ликбез в своей деревне. Среди учеников Петра Попова, кстати, значились его жена, сёстры и всё неграмотное население. По воспоминаниям, были как отличники, так и неуспевающие: вёлся журнал, ставились оценки. Зная и помня Марию Филипповну, не верю, что она не слыла отличницей. Возвращаясь к солдатским письмам, думаю, как жаль, что они не сохранились. Они могли бы еще больше поведать об этом человеке, вставшем на защиту Родины с оружием в руках и отдавшем жизнь за Победу.

Фронтовую судьбу погибшего в далёкой Новгородской области прадедушки решил разузнать Дмитрий Юдин, который живёт в Инте. Долгожданная поездка состоялась в 1995 году. На могилу прадеда, оставшегося на чужбине, внук привез из северной деревни Ярпияг горсть родной земли.


Зинаида Попова, заведующий клубом деревни Ярпияг