Учитель, воспитай ученика

Если человеку повезло и в то время, когда происходит его профессиональное самоопределение, а потом и становление, рядом оказываются люди, подающие пример, являющиеся образцом человечности и профессионализма, дальнейшая жизнь становится просто счастьем.

Так считает учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 1 г. Инты» Ольга Захватова. Она закончила сыктывкарскую школу № 12, славную своими традициями, и безмерно благодарна своим учителям за то, что в результате выбрала профессию филолога, преподавателя.

Позицию Ольги Захватовой о роли наставника в жизни человека разделяют ее ученики. Юлия Михалевич, главный библиограф Центральной библиотеки, говорит:

– Мои лучшие воспоминания школьной поры связаны с Ольгой Витальевной. Теперь, спустя годы, я понимаю, насколько мне повезло учиться у такого талантливого педагога. Моя деятельность связана с литературой и русским языком. Я городской координатор образовательного проекта «Тотальный диктант». Когда 5 лет назад передо мной встал вопрос выбора диктора и председателя экспертной комиссии, я ни секунды не сомневалась: никто не справится с этими задачами лучше Ольги Витальевны. Сегодня без нее трудно представить команду Тотального диктанта. Но этим проектом наша совместная деятельность не ограничивается. На базе библиотеки ученики лицея пишут исследовательские работы: Ольга Витальевна руководит научной деятельностью, а библиотека обеспечивает информационное сопровождение процесса. Для меня каждый совместно реализованный проект – бесценный опыт, ведь у профессионала такого высокого уровня, как Ольга Витальевна, всегда есть чему поучиться.

Учитель – профессия творческая, а, как писал Б. Пастернак, «цель творчества – самоотдача». Каждый год в лицей приходят молодые специалисты или новые учителя. И для многих из них Ольга Захватова, работающая в лицее со дня его основания, становится наставником. Наставничество в учебном заведении понимается как создание условий для персонифицированного сопровождения молодых специалистов, новых учителей, пришедших работать в лицей. Это обучение личным примером, практическая передача профессиональных навыков и знаний от более опытного преподавателя менее опытному.

У молодого учителя проблем много. Екатерина Кириллова, учитель английского языка лицея, размышляет:

– Главная цель – донести знания до каждого ребенка. Но что делать, если все дети разные, а время урока ограничено? Решить задачу помогают современные методики преподавания, которые призваны повысить эффективность урока, облегчить взаимодействие учителя и ученика, разнообразить уроки. И в выборе оптимальной методики молодому учителю помогают старшие преподаватели, наставники.

Понятно, что помощь молодым коллегам становится естественной потребностью опытных профессионалов в любом коллективе, потому что в современном мире только работа в команде приносит успех каждому в отдельности. Конечно, совместная разработка интеллектуальных игр: математической и историко-лингвистической регат; составление сценариев; подготовка презентаций требует методической помощи со стороны наставника. Подготовка к уроку – предмет еженедельного обсуждения с молодыми специалистами, поскольку желание работать в школе требует большой методической грамотности.

В течение многих лет Ольга Захватова занимается организацией проектно-исследовательской деятельности учащихся (ее ученики побеждают в научно-практических конференциях «Эврика», «Интеграция», «Шаг в будущее», «Открытие», «Молодые исследователи»), она помогает организовать исследовательскую работу с детьми молодым учителям. В результате на муниципальной конференции «Эврика» работы учеников Анастасии Кузнецовой, Екатерины Кирилловой, Ирины Топорковой занимают призовые места.

Программы внеурочной деятельности «Краеведческий клуб старшеклассников» и «Юный журналист», разработанные Ольгой Захватовой, становятся материалом для изучения для молодых специалистов с целью создания ими собственных программ.

Так лицей сам «растит» свои педагогические кадры. Гибкая и мобильная система наставничества, созданная в нем, формирует у молодых учителей мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Будучи победителем муниципального и лауреатом республиканского конкурса «Учитель года», лауреатом муниципального конкурса «Классный классный», Ольга Захватова помогает лицейским учителям подготовиться к таким конкурсам:

– Маргарита Семенцова, учитель математики, – лауреат муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2013», победитель конкурса «Самый классный классный» в 2017 году;

– Юлия Евстигнеева, учитель истории и обществознания, стала лауреатом муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2015»;

– Алексей Пакшин, учитель технологии и физики, победитель муниципального и лауреат республиканского этапа конкурса «Учитель года России – 2019».

Что говорят признанные победителями и призерами профессиональных конкурсов учителя о роли наставника?

Маргарита Семенцова:

– Я коллега Ольги Витальевны Захватовой. В процессе работы приходится часто обращаться к ней за помощью и как к предметнику, и как к классному руководителю. Это педагог–новатор, она оригинально мыслит, поэтому ее советы и рекомендации помогают совершенствоваться и мне. Когда я участвовала в конкурсе «Учитель года –2 013», Ольга Витальевна была моим фактическим наставником. Она видит перспективу урока, умеет внести в него «изюминку», находит нестандартные решения поставленных задач. Ее неоценимая помощь дала мне возможность бороться за самые высокие места.

Алексей Пакшин:

– Рядом со мной, в составе рабочей группы по подготовке к этапам муниципального и республиканского конкурса «Учитель года – 2019», всегда был учитель русского языка и литературы Ольга Витальевна Захватова. Ее присутствие вселяло в меня уверенность, создавало психологический комфорт, а ее профессиональные советы были просто незаменимы. Наша совместная работа позволила понять, что с таким учителем, как Ольга Витальевна, можно конструктивно решать любые дидактические и технологические задачи. Этот человек всегда внимательно слушает предложения, поощряет к продуцированию идей, анализирует материал и ищет оптимальную форму реализации идеи. Наш результат на муниципальном конкурсе – 1 место и на республиканском – 3 место заслужен совместным трудом.

Работой в лицее наставническая деятельность Ольги Захватовой не ограничивается. Среди ее «учеников» достаточно известные в городе люди – военнослужащий, начинающий поэт и прозаик Евгений Рогожников; уже известный поэт и писатель Ирина Семенюк, которая вспоминает:

– С Ольгой Витальевной я познакомилась лет 15 тому назад, она была научным руководителем у моего сына, тогда учащегося Интинской академической гимназии № 1. Мы много говорили о городе, о людях, живших в нем, и как-то я решилась показать Ольге Витальевне свои наброски – небольшие новеллы о женщинах – узницах ГУЛАГа. Она предложила поработать над новеллами и опубликовать их. Так началась наша не прекращающаяся и сейчас работа учителя и ученика. Я училась правильному оформлению предложений, работала над стилем своих произведений. Ольга Витальевна учила меня, как правильно преподнести сюжет. И как результат нашей работы – публикации, выступления, поездки, мой творческий вечер. Благодарю его величество Случай, что встретила на жизненном пути этого замечательного педагога, который открыл для меня саму меня как автора прозаических и поэтических произведений.

Опыт учителя лицея № 1 востребован не только в городе, но и в республике. В марте 2018 года группа лицеистов и их руководители (З.Д. Лопатченко и О.В. Захватова) участвовали в семинаре, который проводился в Усть-Цилемской средней школе имени М.А. Бабикова. Задача первого и второго дней для Ольги Захватовой – проведение мастер-классов по технологии «Дебаты». Удовольствие получили все участники, а Ольга Витальевна – огромную благодарность за свой труд.

Активно сотрудничая с работниками Дворца культуры и техники, Центра социальной защиты населения, Интинского краеведческого музея, центральной библиотеки, с редакцией местного периодического издания «Искра», Ольга Захватова стала известным в городе человеком, ее работа в социуме всем заметна и очень значима.

В октябре 2019 года проходит республиканский этап конкурса «Наставник года – 2019». Инту в номинации «Наставничество в образовании, здравоохранении, социальной сфере, культуре, спорте и иных непроизводственных сферах» представляет Ольга Витальевна Захватова.