Роботы идут…

В декабре 2015 года АНОО «Центр профессиональной подготовки «Знание» Инты получил президентский грант на организацию кружка информатики и робототехники для интинских школьников. 

При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 1.04.2015 и на основании конкурса, проведенного общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».

С января 2016 года проект «Кружок информатики и робототехники «Программируем роботов» начал реализовываться в центре профподготовки «Знание» Инты. В первую очередь занятия организовывались для информатиков, то есть тех, кто уже занимался на курсах программистов. И еще столько же школьников были приглашены из числа ребят, интересующихся конструированием, программированием, физикой и информатикой. 


Основная цель проекта «Кружок информатики и робототехники «Программируем роботов» — формирование базовых знаний в области информатики, конструирования, решения изобретательских задач, в частности, в программировании роботов на выполнение различных действий.


— Мы приобрели необходимое оборудование, составили планы и программы. Начались занятия сразу после новогодних каникул, — рассказывает руководитель центра профессиональной подготовки «Знание» Галина Алешина.

Интинское отделение общества «Знание» уже давно работает по направлению «Компьютерное образование школьников». Курсы информатики, первый компьютерный класс в учебном центре появился на пике интереса к этому направлению — в 1997 году. Обучение вели увлечённые преподаватели-информатики, энтузиасты, которые учились сами и учили детей 6 — 11 классов. 

— Мы были первые в городе с такой техникой, со своими методиками. Дети учились по 500-часовой программе от «компьютерного старта» до изучения языков программирования в течение 4 лет, занимаясь в младших классах 1 раз в неделю, и далее 2 раза, по 16 уроков в месяц. Это были самоокупаемые курсы, мы своевременно обновляли технику, подключили интернет, как только это стало возможным. Многие наши выпускники продолжили это дело, обучались в вузах, техникумах, выбрав компьютерные технологии как профессию, — вспоминает директор АНОО «ЦПП «Знание» Галина Алешина.

С тех пор многое изменилось. Интерес к компьютерным курсам стал падать. Многие родители, видя, как ребёнок «зависает» в социальных сетях или за играми, уверовали, что с компьютером их дети на «ты», учиться больше нечему, да и нагрузка в школе тоже увеличилась. Внедрение «внешкольного» образования в стенах той же школы увеличило пребывание учащихся до 16 — 17 часов. Посещение курсов в более позднее время способствовало оттоку школьников из центра. Для продолжения работы надо было что-то предпринимать. 

— Изучали опыт других регионов, знакомились с изменениями в школьной программе, требованиями стандартов в обучении. Так появилось желание внедрить новое направление в наши курсы — робототехнику. Тем более, что в нашем городе опять -таки этим еще никто не занимался. Выяснили, по каким программам и на каком оборудовании работать, какие были составлены рекомендации в Министерстве образования. Просчитали необходимые затраты. Было страшновато замахиваться на президентский грант из маленького провинциального города, но, тем не менее, попробовали. Учли ранее наработанный опыт, требования времени, востребованность на данном этапе развития технического творчества, — делится Галина Алешина.

Для работы кружка были приобретены комплекты оборудования Lego для младших и старших школьников, программное обеспечение, ноутбуки. Используя приобретенное оборудование, ученики строили модели, подключали их к коммутатору и управляли ими посредством компьютерных программ. Практика выявила наиболее увлеченных школьников, отсеяв явных гуманитариев, не интересующихся программированием и конструированием. Все учащиеся центра овладели базовыми знаниями, успешно конструируют и программируют действующие модели роботов, делают это на время, придумывая новые функции для тех или иных моделей. По итогам курсов прошли соревнования. Соревнования Лего-роботов, как и любые творческие, являются своеобразным смотром достижений, показателем уровня развития данной деятельности. К тому же соревнования направлены на повышение мотивации учащихся к занятиям по робототехнике. Соревнования затрагивают не только аспекты технической подготовки команд, но и аспекты коллективной деятельности учащихся.

— Обучение дало хорошие результаты, формируя у детей техническое мышление, повышая успеваемость по физике и информатике. Работа с образовательными конструкторами LEGO позволила школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивались множество проблем из разных областей знания — от теории механики до психологии, что является вполне естественным. Очень важным представляется развитие навыков работы в коллективе и самостоятельного технического творчества, — подводит итоги обучения ребят в кружке информатики и робототехники «Программируем роботов» Галина Алешина. — К концу курса «Информатика и робототехника» в центре профессиональной подготовки мы обучили более 100 человек, провели 8 соревнований. Работа кружка обозначила спрос и непочатый край дальнейшей деятельности. Мы наработали опыт в наилучшей для восприятия ребенка методике преподавания. У нас появилось необходимое оборудование. Теперь крайне важно не останавливаться и продолжать обучение.