• VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show

Страницы памяти: Маргарита Георгиевна Чудинова (1936-2019)

13 января этого года ушла из жизни Маргарита Георгиевна Чудинова, педагог от Бога, наставник и настоящий человек.

В музее школы № 6 был когда-то простой школьный альбом для рисования. Неуверенным, детским почерком было подписано знакомое мне название «Дети войны». И я, в который раз, трепетно переворачивала страницы со знакомыми фотографиями учителей, перечитывала их воспоминания, перепечатанные на старенькой пишущей машинке, с исправленными шариковой ручкой ошибками.
В альбоме собраны воспоминания учителей школы о своем детстве, опаленном войной. И тут же мне вспомнилось, как в школе № 6, в 1995-1996 учебном году учащиеся брали интервью у всех учителей, которое непременно начиналось словами: «Скажите, пожалуйста, вы – ребенок войны?» И, действительно, тогда в «шестой» было еще много педагогов, которые могли рассказать о своем тяжелом военном детстве, о том грозном времени, когда враг напал на нашу страну, и о тех испытаниях, что выпали на долю их поколения.
Конечно, о каждом учителе можно было написать не только целый рассказ, но и повесть. К огромному сожалению, время безвозвратно упущено. Из тех, кто тогда, 25 лет тому назад, давал ученикам свое интервью, ни одного не осталось работать в школе. Очень многих из них уже нет в живых, но эти воспоминания сохранились в школьном потрепанном альбоме, и можно представить себе, сколько за 25 лет посетителей, гостей школьного музея, сколько выпускников, учеников и их родителей, держало его в своих руках.
На одной из страниц альбома небольшой рассказ Маргариты Георгиевны Чудиновой, преподавателя русского языка и литературы:
«Во время Великой Отечественной войны я с родителями и сестрами жила на Урале, в Перми. В 1943 году пошла в 1 класс.
Хорошо помню, как трудно было в эти годы всем, даже в тылу. Продукты, хлеб – по карточкам, по норме.
В нашей пермской школе № 69 открыли госпиталь для раненых, а нас, учащихся, перевели в другую школу, где занятия проводились в три смены. Часто мы с учителями ходили в госпиталь с концертами для раненых бойцов, читали стихи, песни пели, дарили кисеты, сшитые своими руками. Часто с моей первой учительницей Анной Александровной собирала посылки на фронт.
Жилось всем очень трудно, но еще трудней стало, когда умер от тяжелой болезни наш отец. Это было в 1944 году. У моей матери на руках осталось четверо детей. Не выдержав лишений войны и первых послевоенных лет, наша мама умерла.
С 1947 года я и мой младший брат оказались в детском доме города Перми. В детдоме были дети, эвакуированные из Ленинграда, из Москвы, с Украины. Я помню до сих пор их имена».
Вот такой скромный рассказ поведала тогда Маргарита Георгиевна школьникам, юным краеведам.
Мы, работая с ней в одной школе, общались и беседовали на разные темы, и, конечно же, я знала гораздо больше о ее жизни.
Там, в пермском детском доме, она воспитывалась, там прошло ее сиротское детство, там и школу-семилетку окончила. Детство в детдоме было голодное, ведь во всей стране было голодно, очень трудно жилось. Как выживали, и самим не понять.
Потом пришла долгожданная Победа. Эта радость была понятна: враг не смог сломить советских людей, благодаря защитникам Отечества, чей подвиг бессмертен.
Все долгие четыре года Маргарита Георгиевна, еще маленькая девочка, каждое утро просыпалась с мыслью: «Чтобы сегодня война кончилась». И когда, наконец, этот долгожданный день настал, она увидела, как на улицах все встречные обнимались и поздравляли друг друга с Победой.
Что еще запомнилось? Нужда! Страшная нужда в послевоенные годы, когда страна вставала из пепла и руин. Это время было очень тяжелым. Каждое лето ребята работали наравне со взрослыми и верили, что добрые светлые времена настанут.
У детей войны были разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Теперь по-другому я смотрю на них – детей войны. Осознаю и каждый раз поражаюсь, сколько им пришлось пережить, выдержать, испытать.
В том маленьком интервью ученикам школы № 6 Маргарита Георгиевна не рассказала, что после педучилища она по ночам работала санитаркой в больнице, ухаживала за тяжелобольными, мыла, убирала, а днем училась в пединституте. Так ловко справлялась студентка с больными в больнице, что однажды пожилой врач, профессор сказал ей: «Вам, голубушка, надо было учиться на врача, а не на учителя».
Маргарита Георгиевна стала отличным педагогом. Учитель – это призвание, не каждому оно дано.
Жизнь так сложилась, что ей пришлось жить и в Перми, и в Донбассе, и у нас, в Инте. В Инту она приехала в трудные 90-е годы, когда интинские шахтеры бастовали, да и учителям не платили зарплату, и она выручала коллег, деля свою пенсию на части.
Маргарита Георгиевна рассказывала о том, что полюбила Север, свой поселок Южный, школу и интинцев. Здесь, в Инте, с ней навсегда осталась ее главная бесконечная боль – здесь она похоронила младшего сына Юру.
Последние годы уже не работала в школе: возраст, сердце больное, да и зрение подвело, но на дому и бесплатно помогала детям своих бывших учеников понять русскую грамоту и творчество русских писателей.
Теперь, когда я вспоминаю Маргариту Георгиевну, встает перед глазами всегда одна картина: интеллигентная женщина среднего роста стоит у школьной доски с мелом в руках или двигается меж рядов парт неторопливым шагом, а рядом они, шустрые, шумные, громкоголосые старшеклассники.
За свою педагогическую деятельность она вырастила не одно поколение детей. Она никогда голоса не повышала на учеников. Ее голос был негромкий, какой-то домашний. Всегда доброжелательно настроенная Маргарита Георгиевна пользовалась большим уважением у коллег, учащихся и жителей поселка. Отличала ее душевная доброта, любовь к детям и уважение к родителям своих учеников.
Более чем сорокалетний самоотверженный труд учителя был оценен по достоинству: Маргарита Георгиевна награждена медалью «Ветеран труда», множеством грамот и благодарностей, юбилейными медалями. Но самая большая награда – это любовь учеников, которые в любом возрасте оставались для нее мальчишками и девчонками, которых она учила слушать и думать.
О Маргарите Георгиевне Чудиновой, многие годы отдавшей работе в школе № 6, помнят многие ее ученики и коллеги. Благодарность учителю – это, наверное, и есть самая высокая в жизни награда.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Полезные ссылки  

Новости республики  

Интересные факты