Ксения Кувшинова: «Мое предназначение – учительство»

Подведены итоги республиканского конкурса педагогического мастерства «Классный классный».


Ксения Кувшинова родилась в 1985 году в Инте. В 1991 году поступила в школу № 8, которую закончила с «отличием». С 2006 года работает в школе № 5. Параллельно получила высшее образование в Коми государственном педагоги­ческом институте по специальности «учитель-логопед».


Учитель начальных классов школы № 5 Ксения Кувшинова стала призером конкурса III степени. В течение двух дней в конкурсе принимали участие восемь педагогов из Сыктывкара, Ухты, Сосногорска, Инты, Усинска и Сыктывдинского района. На победу претендовали учителя русского языка и литературы, начальных классов, истории и обществознания и педагог дополнительного образования. Участники прошли два конкурсных испытания: «Классный час» и «Мероприятие по антикоррупционному просвещению обучающихся». Кроме того, в программу очного тура республиканского конкурса «Классный классный» было включено участие конкурсантов в работе круглого стола «Современные аспекты формирования патриотического сознания детей и молодежи: состояние, проблемы и перспективы».

Это формализованная часть конкурса, но ему предшествует огромная подготовительная работа. Однако, по-моему, и это не главное. Важно то, почему человек работает учителем, отдает силы и душу детям – не своим, чужим – и они становятся уже своими, родными, теми, кого принимаешь с достоинствами и недостатками. Почему учитель интинской школы № 5 Ксения Кувшинова выбрала этот тернистый жизненный путь – педагогику, да еще в начальном звене? Чтобы разобраться, открыла эссе Ксении Сергеевны «Педагогическая концепция работы классного руководителя».

– Как много зависит от нас, первых учителей. Ведь каждый мой жест, каждое неверно сказанное мною слово может стать не просто ошибкой, а обернуться бедой в жизни маленького человека. И поэтому я понимаю, что важно учить не только словами, а еще и своим личным примером. Нам всегда приходится «держать лицо», где-то даже сдерживаться, но все для одной лишь цели – воспитать правильного человека. Я согласна с мнением Адольфа Дистервега, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

Учительский труд сложен и многогранен. Результат такого труда невозможно оценить количеством дипломов и грамот, «отличников» и «троечников». Плоды будут видны гораздо позже, через несколько лет. И вот здесь и всплывут все ошибки и недоработки учителя: где-то чего-то не разглядели, где-то чего-то не учли, где-то не туда направили.

Дети – непредсказуемый шквал эмоций, чувств, настроений! Души их открыты, они готовы впитывать как хорошее, так и плохое. Каждый из них до прихода в школу – «чистый лист», на котором будет написано то, что решит учитель. Чтобы быть учителем, нужно в первую очередь любить детей, радоваться с ними и сочувствовать им, сопереживать их невзгодам и радостям. Самое страшное – это оставаться равнодушным к своим ученикам. На мой взгляд, профессия учителя всегда разнообразна, она раскрывается каждый день по-новому, открывая все новые и новые краски. Ты стараешься вести маленького человечка как в новые знания, так и в жизнь, ты учишь его не только читать, писать, но делишься с ним своим опытом, своими знаниями, умениями, навыками, стараешься научить его быть лучше, добрее.

Без любви теряется смысл нашего существования. Человек должен во всем искать это доброе, прекрасное и искреннее чувство. За несколько лет начальной школы учитель и ученик становятся близки друг другу. Каждый ребенок индивидуален, и поиск подхода абсолютно к каждому из них – одна из задач педагога. При этом учитель не только отдает, но и сам учится у детей, открывая для себя новые горизонты.

Так уж повелось, что учитель начальных классов является и классным руководителем, человеком, который должен уметь разговаривать с детьми на их языке. Швейцарский психолог Жан Пиаже сказал, что «ребенок – это не маленький взрослый». У детей свой мир, свой язык, свои определения. Конечно, не надо сбиваться на «птичий язык», но найти такие слова и формулировки, чтобы быть для ребенка понятным и убедительным, классный руководитель просто обязан! Недаром говорят, что «между ребенком и взрослым именно взрослый должен понимать ребенка, потому что он ребенком был, а ребенок взрослым – никогда».

Почему я решила стать учителем? Вопрос очень сложный и многогранный. Всю свою жизнь мы выбираем. Выбор может быть как правильным, так и ошибочным. Каждый день мы задаем себе множество вопросов: как поступить, найти правильное решение, как не ошибиться с выбором и достичь поставленной цели. Порой от нашего решения зависит вся наша жизнь! Это касается и выбора профессии.

Каждый человек имеет свое предназначение. Мое предназначение – учительство. Каждый проходит свой путь. Мой начался еще в детстве. Я всегда знала, что буду учителем. Передо мной с ранних лет был пример – моя мама. Боже, какими прекрасными казались мне дни, когда она брала меня с собой на работу. Можно было представить себя в роли учителя, пописать на доске, иногда даже помочь маме проверять тетради. Вот оно, счастье!

Но большую часть своей работы учитель посвящает не обучению детей, а именно их воспитанию. Поэтому функции классного руководителя куда важнее и шире, чем функции учителя. Главной задачей моей педагогической деятельности является необходимость сделать школьную жизнь ученика интересной, творческой. Он не должен приходить в школу и «отсиживать» уроки, с нетерпением ожидая окончания учебного дня. Для этого сам учитель должен быть творческой личностью, превращая будни детей в праздник. Проявлению этого творчества способствует внеурочная деятельность.

Профессия учителя обязывает меня быть молодой, активной и неуспокоенной. В своих учениках я воспитываю уважение к накопленному человечеством опыту, любовь к окружающему миру и жизни. И сама учусь вместе с ними, потому что твердо знаю: учитель должен всю жизнь учиться, чтобы не сойти с однажды занятых позиций. Со старым багажом далеко не уедешь! Авторитет надо не только заслужить, но в течение всей жизни поддерживать.

Я стала учителем потому, что всегда этого хотела. Никогда не жалела о своем выборе профессии и даже горжусь им. Путь до профессиональных педагогических высот непрост, но он наполняет смыслом всю ученическую жизнь. Тот, кто определил для себя важность выбранного дела, должен пройти этот путь, ощутить радость и счастье совместных успехов: талантливого учителя и талантливых учеников, – написала о себе, своем выборе профессии, своей жизненной стезе Ксения Кувшинова.

Читала эссе учителя и верила каждому ее слову. Хотела бы, чтобы мой внук учился у такого неуспокоенного педагога? Да. Человек, сам стремящийся вперед, увлечет этим и своего ученика.

Поздравляем Ксению Кувшинову с победой в республиканском конкурсе и желаем ей и всем интинским учителям дальнейших успехов на профессиональном поприще!