Налогоплательщик и цифровые технологии

Данная тема была поднята 24 марта на брифинге в интинской налоговой инспекции.

На встрече речь в очередной раз шла о преимуществах электронной отчетности и личного кабинета налогоплательщика. На вопросы представителей местных сми отвечала заместитель начальника ИФНС России по Инте Республики Коми, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Ольга Бородачева.

Как она рассказала, сегодня около 200 организаций и более 100 предпринимателей нашего города уже представляют налоговую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. За прошлый год в налоговую инспекцию таким образом налогоплательщиками было представлено 5,3 тыс. деклараций. И, тем не менее, тех, кто предпочитает подавать декларации по старинке, все еще подавляющее большинство.

А между тем, они упускают возможность значительно облегчить себе жизнь, упростить взаимоотношения с налоговой службой, уверена наша собеседница.

— Налогоплательщик может, не вставая с рабочего места, передавать электронную отчетность в налоговые органы любого субъекта Российской Федерации. Не нужно стоять в очередях или приходить в налоговую инспекцию несколько раз после исправления ошибок. Подтверждение об отправке отчета приходит в течение нескольких минут. Нет надобности дублировать отчетность на бумаге, ведь электронная цифровая подпись равнозначна собственноручной. Кроме того, налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи можно сдавать круглосуточно. Не стоит сомневаться в уровне защищенности информации, передаваемой в электронном виде по каналам связи. Информация передается в зашифрованном виде, и ключ для ее расшифровки имеет только инспектор, отвечающий за прием отчетности. В результате достигается высокий уровень защиты информации. Систему сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи наши плательщики стали использовать с 2004 года, и не было еще ни одного случая потери, несанкционированного доступа или разглашения информации из налоговых деклараций, — подчеркнула Ольга Бородачева.

Она отметила, что одной из причин отказа от перехода на новый формат работы с налоговиками была и остается высокую стоимость услуг по передаче отчетности в электронном виде. Чтобы представлять налоговую отчетность по каналам связи, а также участвовать в процессе информационного взаимодействия с налоговыми органами, необходимо прибегнуть к услугам спецоператора связи.

— Операторы предлагают гибкие системы скидок по категориям плательщиков и периодам подключения. Кстати, в Налоговом кодексе уже с 1 января 2015 года закреплена обязанность представлять налоговую декларацию по НДС только в электронном виде по ТКС, — сообщила наша собеседница.

Она привела еще ряд дополнительных сервисов, предусмотренных для налогоплательщиков, сдающих отчетность по телекоммуникационным канал связи:

— Налогоплательщики, представляющие отчетность в электронном виде, имеют возможность оперативно получать от налогового органа справки о состоянии расчетов с бюджетом, акты сверки расчетов по налогам, сборам, взносам, выписки из карточек расчетов с бюджетом, перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, сданной за прошедшие отчетные периоды.. Сведения передаются налогоплательщику в режиме off-line в течение одного рабочего дня с момента запроса.

Плательщик, представляющий отчетность по каналам связи, практически не осуществляет контроль над сменой форм. Информация оператора всегда актуальна и не требует перепроверки.

В случае, если налогоплательщик, уплатив налог, ошибся при формировании платежного поручения на перечисление налогов, он может, запросив выписку из карточки расчетов с бюджетом, увидеть, что средства не поступили. При этом можно оперативно выяснить, почему образовалась недоимка и уточнить платеж.

В ходе беседы был затронут и вопрос об использовании интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физического лица», расположенный на сайте ФНС (www.nalog.ru). Заместитель начальника инспекции рассказала, какие преимущества он дает пользователям. С помощью личного кабинета гражданин может:

— получать актуальную информацию о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, наличии переплат и задолженностей по налогам, об объектах движимого и недвижимого имущества на всей территории Российской Федерации;

— оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи;

— отслеживать информацию о ходе проведения проверки представленной налоговой декларации;

— самостоятельно получать уведомления на уплату налогов в электронном виде;

— полностью контролировать состояние налоговых расчетов;

— обращаться в налоговые органы без личного визита.

Как отметила Ольга Бородачева, регистрация на портале также потребует определенных усилий. Для этого придется заполнить заявление на получение регистрационной карты с логином и паролем в налоговой инспекции. Однако тут же пользователь сможет получить наглядный мастер-класс по работе в «Личном кабинете» и консультацию по регистрации в нем.

— Сейчас также действуют такие сервисы, как «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» и «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица». И мы предлагаем нашим предпринимателям активизироваться на подключение к сервису для удобства в своей деятельности. Для входа в «Личный кабинет» можно воспользоваться регистрационной картой, выданной на подключение к ЛК ФЛ, либо воспользоваться помощью наших специалистов, — рассказала заместитель начальника УФМС по Инте Ольга Бородачева.


Фото автора