Безопасность — значит жизнь

О безопасности юных интинцев корреспондент «Искры» поговорил с общественным уполномоченным при главе Республики Коми по правам детей на территории МОГО «Инта» Марией Березиной.

Как научить детей безопасному поведению в общении с чужими взрослыми, или почему наши дети попадают в опасные ситуации? А может быть, мы неправильно воспитываем наших детей? Эти вопросы каждый раз задаем себе и друг другу, обсуждая новости о страшных трагедиях, произошедших то в одном, то в другом регионе страны с участием несовершеннолетних:

– Читали в интернете – ребенок ушел в школу и пропал?

– Слышали, девочку-подростка ищут второй день?

– Только играли во дворе, что называется, на глазах – и исчезли! Как? Когда? С кем?

Разные города, разный возраст детей, разные семьи их воспитывающие. Что объединяет сотни этих историй? Тем, что закончились они одинаково: увы, большинство пропавших детей находят погибшими. Утонул, выпал из окна подъезда, убит, повешен… Жуть, которая не должна повторяться. А повторяется, принося беду то в один дом, то в другую семью.

Куда деваются наши дети? Почему поддаются предложениям погостить у незнакомцев, соблазняются прокатиться на крутой машине, хотя за ее рулем чужой водитель? Дети доверяют взрослым, полагая, что люди не причинят им вреда. Наивно, но попадаются в лапы злодеев не только малыши, но и подростки. Ребенок в силу своего возраста не может определить степень опасности, которая ему грозит, доверяет и уходит. Зачастую навсегда.

 

Свой – чужой

– Ребенка с малых лет нужно учить пониманию свой – чужой, – говорят психологи. – Особенно важно помочь малышу разграничить эти понятия: кто же является своим? Отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка. Поставьте четкие рамки, кого можно считать «своим», с кем смело можно идти, а кто не входит в круг доверия. И каким бы добрым ни казался человек, подошедший к вашему ребенку, даже если он знает, как зовут маму и папу, самого ребенка, даже если он работает вместе с кем-то из родителей или одет в форму военного, все равно этот человек чужой, а значит, никуда с ним уходить нельзя. А садиться в машину друзей родителей и неблизких родственников или идти с ними куда-то можно только в том случае, если ребенок позвонил родителям и они дали на это свое разрешение.

 

Учим не стесняться отказывать

Как часто мы учим детей: «Ты должен слушаться взрослых». И дети слушаются и покорно делают все, что им скажет старший человек. Радуясь полученному результату, мы не всегда задумываемся, что теперь любой взрослый является для ребенка тем, кого надо слушаться. Так воспитали.

Очень важно, чтобы дети понимали, что никто из круга доверия не имеет права заставлять его делать то, что он не хочет, идти с тем, с кем он не хочет. Его тело неприкосновенно, и его действиями могут руководить только близкие люди, которые несут за него ответственность. И даже если взрослый человек требовательно и сурово просит пройти с ним, ребенок должен уметь сказать «нет», а не послушно идти за чужим человеком в угоду его желаниям.

– Как, многие пропавшие дети, познакомившись с чужими взрослыми, решившими их судьбу, – вторят специалисты. – Если бы не детская доверчивость и неумение сказать «нет» постороннему взрослому, подобное и заканчивалось бы совсем иначе. С самых малых лет нужно учить ребенка не только слушаться взрослых, но и уметь отвечать отказом. Научите говорить «нет».

 

Помощи просить не стыдно

Просить помощи не стыдно. Причины, почему дети не могут попросить помощи, абсолютно разные: кому-то стыдно, неловко, кто-то боится, но результат всегда один. Попавший в беду и не попросивший помощи ребенок самостоятельно решить проблему не сможет, а значит, и шансов обезопасить себя у него остается крайне мало.

– Объясните своему ребенку, что взрослые всегда придут ему на помощь, особенно если грозит опасность, – поддерживает коллег по работе с детьми общественный представитель уполномоченного по правам детей Мария Березина. – А еще лучше попробуйте проговорить со своим чадом возможные опасные ситуации и обратите внимание, как, по мнению ребенка, он будет вести себя в том или ином случае. Важно не только выслушать его варианты решения, но и выяснить, почему ребенок их считает действенными.

Помочь ребенку в страшной ситуации может и его крик. Но кричать нужно уметь.

– Тише, ты в общественном месте! Что ты кричишь, как дикарь? Ты что, в лесу родился? – наверняка многие помнят эти фразы из своего детства, а кто-то уже неоднократно говорил их своим детям. И это правильно. Тем самым мы прививаем культуру поведения в обществе, вот только есть у этого и обратный эффект: формируется стеснение громко говорить, тем самым обращая на себя внимание окружающих. И в тот момент, когда вашему ребенку понадобится помощь, а ее так легко попросить, достаточно просто крикнуть погромче. Кричать ради спасения своего здоровья, своей жизни можно и нужно! Никто не осудит такой шум, а наоборот, помогут.

Не страшно просить помощи, попав в беду, страшно опоздать!

 

Безопасные маршруты

В нашем городе более трех тысяч учеников. Мало кто из них ходит в школу и обратно в сопровождении взрослых, разве что несмышленые первоклассники. И тех, верно выучивших в первые месяцы учебного года путь от школы домой, уже к зиме после уроков видно без заботливых бабушек и дедушек: бегут шумной гурьбой, играют, шалят.

– Да где в нашем городе потеряться-то? Не в мегаполисе живем, – слышу разговор двух мам. – Школа почти во дворе. Пусть привыкают к самостоятельности!

Согласна. Но речь идет не только о дорожной безопасности. А о той, которой нужно учить. Снова возражение:

– Ну, в Инте-то дети не пропадают! Где здесь можно пропасть?

Снова соглашаюсь. Отчасти. На заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав нет-нет, да и приходят те, кто несколько часов был объявлен как пропавший. Заигрался у друга, позвонить родителям забыл. Кто-то уходит из дома погостить к товарищам, да и «задерживается» там на долгое время, понимая, что его ищут и за проступок последует наказание. Третьи нарочно и сознательно уходят из дома, в знак протеста. Они, как правило, нагулявшись, приходят в социально-реабилитационный центр и просят там приюта и ночлега. И, слава Богу, что дети находятся живыми, здоровыми, в отношении них не совершались противоправные деяния, дети не попали ни в какую страшную историю.

И все же, возвращаясь к разговору о безопасности ребенка на улице, нужно приучать его ходить в школу и из школы по одной и той же улице, исключив на его пути безлюдные и неосвещенные улицы, заброшенные здания, гаражи, стройки. Путь ребенка должен быть освещен, а улицы – проходимыми. Малыша, находящегося на виду, похитить намного сложнее, а значит, он будет в безопасности.

– Пройдите с ним вместе эту дорогу, когда он начинает ходить один на тренировку, на занятия дополнительным образованием или просто в гости к родным, и обратите его внимание на потенциально опасные места, куда ходить нельзя. Конечно, все эти советы не могут защитить от опасностей мира, где мы живем, на сто процентов.

– Но они могут снизить риск. И это немаловажно, – советуют педагоги родителям детей младшего школьного возраста.

Листая подшивки «Российской газеты», с интересом остановилась на развернутом интервью уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой. Запомнились ее слова:

– Мы умеем оказывать высокотехнологическую помощь, но забываем закрыть окно в комнате, где играет ребенок.

Что правда, то правда. Горькая правда.