Программа возрождения республики

24 марта врио Главы Республики Коми Сергей Гапликов выступил перед депутатами Государственного Совета РК с докладом, в котором он подвел итоги работы правительства региона за 2015 год и наметил планы на 2016 — 2020-й. Мы приводим выдержки из выступления Сергея Гапликова.

 

О текущей социально-экономической ситуации

 

2015 год был непростым для всех россиян. Реальностью стали жёсткие ограничения в бюджетной сфере, направленные на сохранение социально-экономической стабильности. Отвечая на вызовы времени, руководство страны сегодня активно ищет пути модернизации экономики, в том числе и посредством импортозамещения в условиях международных санкций и ответных мер со стороны России на недружественные действия отдельных стран.

Прошедший год был непростым и для республики. Несмотря на известные трудности, мы сделали всё для того, чтобы в целом выполнить все социальные обязательства.

Есть определенные успехи в экономике. Так, например, темпы роста промышленности находятся на уровне 101,6 %, что выше среднего по стране. Рост добычи нефти и газа — 105 %, в целом по добывающей промышленности — 106 %.

В прошлом году сложная ситуация сложилась на рынке энергоносителей, и тем не менее крупнейшие предприятия региона подтвердили свои планы по реализации проектов на территории республики.

Что касается строительства жилья, в 2015 году было введено в строй 207,5 тысячи квадратных метров, а это на треть выше, чем в 2014 году.

В прошлом году были сформированы и приступили к работе полномочные составы Государственного Совета Республики Коми, а также представительных органов местного самоуправления в городах и районах. Кроме того, были внесены изменения в Конституцию Республики Коми, направленные на формирование новой системы государственной власти.

Подводя итоги прошлого года, необходимо сказать и об упущенных возможностях. В первую очередь это касается участия республики в федеральных программах и получения поддержки из федерального бюджета.

По таким направлениям, как сельское хозяйство, малое предпринимательство, жилищное строительство, республика в 2015 году получила в десятки, а в отдельных случаях даже в сотни раз меньше средств из федерального бюджета по сравнению с другими регионами России.

К примеру, субсидия по кредитам малым сельхозпредприятиям в Республике Коми составила 794 тысячи рублей, что в восемьдесят раз меньше, чем в Республике Мордовия — 63,5 млн.рублей.

На развитие животноводства и инфраструктуры, логистического обеспечения рынков продукции животноводства мы получили субсидию в тысячи раз меньше, чем Марий Эл: 511 тысяч рублей против 1 миллиарда 437 миллионов рублей.

Субсидии на предоставление социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» — в шесть раз меньше, чем получила Мордовия за аналогичный период: 22 миллиона против 141,6 миллиона рублей.

Субсидии, связанные с предоставлением грантов на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, в республике в четыре раза меньше, чем в Марий Эл: 7,3 миллиона против 26 миллионов рублей.

На возмещение процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие молочного животноводства Правительство России выделило республике чуть меньше трех миллионов рублей, тогда как Удмуртия получила почти 35 миллионов. Это в семь раз меньше!

Ну и, наконец, субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов у нас самые низкие в стране — 1,3 миллиона рублей. 

В результате такой работы органов власти наше село только в этом году недополучит сотни миллионов рублей.

Хочу подчеркнуть: из года в год мы будем ставить перед собой все более амбициозные задачи и главное — добиваться их четкого выполнения. В том числе и за счет правильной организации работы и мобилизации всех имеющихся ресурсов.

 

Программа возрождения Республики Коми

 

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем выступлении на Петербургском экономическом форуме подчеркнул: «Перед нами несколько вызовов. Как минимум два из них являются очень серьёзными — это обеспечение темпов экономического роста и изменение структуры экономики».

Поэтому хочу особо обратить ваше внимание на то, что сегодня мы разрабатываем не перечень мер по антикризисному латанию дыр или пожарному исправлению ситуации в отраслях, а целостную программу возрождения республики, которая включает в себя все сферы жизни в настоящем и на отдаленную перспективу.

Взаимоотношения с крупными компаниями

 

Один из приоритетов — перезагрузка отношений с крупнейшими компаниями, работающими на нашей земле. Наша республика, каждый ее житель заслуживают более справедливого и заботливого отношения со стороны крупных компаний. Инвестиции крупнейших компаний в развитие региона значительны, однако явно недостаточны, поэтому мы намерены решительно изменить эту ситуацию, повернуть ее в пользу жителей республики, в пользу развития региональной экономики и всей социальной сферы.

Мы должны заботиться о росте доходов населения, способствуя организации новых рабочих мест, создавая условия для получения высокотехнологичного медицинского обслуживания, высококачественного современного образования.

Сегодня кратно растут инвестиции в обновление основных производственных фондов и инфраструктуры. ПАО «Газпром» вложит в развитие своих мощностей в республике 117 миллиардов рублей. Также компания выступит нашим партнером в решении застарелой проблемы — газификации городов и районов республики. В течение 2016 — 2020 годов на реализацию этой программы будет направлено 7,8 миллиарда рублей.

Уже с этого года объем финансирования ПАО «Газпром» в рамках социального партнерства значительно увеличен — до 2 миллиардов рублей. Эти средства будут направлены на ремонт и строительство социальных объектов, благотворительные проекты.

Подписан протокол к соглашению о сотрудничестве с президентом ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагитом Алекперовым. В соответствии с этим документом на социально-экономическое развитие республики компания направит в 2016 году 1 миллиард 400 миллионов рублей — это в 10 раз (!) больше, чем в прошлом году. Компания наращивает инвестиции в развитие Ярегского месторождения тяжелой нефти, они составят более 100 миллиардов в течение трех лет. Прирост объемов добычи тяжелой нефти составит более 20 % к уровню текущего периода.

Группа компаний «Монди» в ближайшие 10 лет планирует вложить более 61 миллиарда рублей в развитие Сыктывкарского ЛПК. Из них около 8 миллиардов пойдет на модернизацию объектов тепло- и электрогенерации с возможностью использования возобновляемых ресурсов — отходов основного производства. В настоящее время этот проект находится на финальной стадии проработки. Учитывая, что 2017 год объявлен в России Годом экологии, для нас особенно важно, что новый проект может стать пилотным на федеральном уровне в плане практического применения «зелёной» энергетики и одним из самых крупных в стране. Помимо этого, 3 миллиарда рублей ежегодно будут направляться на лесозаготовку и лесопереработку.

Работа для местных специалистов. Одним из обязательных маркеров отношений между властью и крупными компаниями будет создание рабочих мест для жителей нашего региона. Люди в Республике Коми работать умеют — тому свидетельством вся история развития республики. Другой вопрос, что квалификация претендентов должна соответствовать требованиям компаний. Понятно, что никто не возьмет на работу неквалифицированного специалиста только потому, что тот местный. Современный рынок труда высококонкурентен, и мы должны научиться выигрывать в этих условиях. 

Ради появления новых возможностей в этой сфере мы должны создать условия для переобучения с последующим трудоустройством на имеющиеся и новые вакансии. Необходимо предложить и внедрить методы дополнительного стимулирования работодателей.

 

Развитие малого и среднего бизнеса

 

Безусловно, вопрос создания рабочих мест — это не только вопрос сотрудничества с крупными компаниями.

Одной из точек экономического роста республики должен стать малый и средний бизнес. А его поддержка и развитие уже сейчас являются одним из ключевых направлений в работе республиканского правительства. Я подписал соответствующий указ и поручил правительству разработать комплекс мер по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в перспективе до 2020 года.

Однако есть проблема, с которой в последние годы столкнулись все регионы страны. Это отрицательная динамика развития малого и среднего бизнеса. Доля таких предприятий в экономике, по данным Росстата, поступательно снижается. Остается низкой инновационная и инвестиционная активность малых и средних предприятий. Наблюдается рост неформальной занятости, что связано в первую очередь со сложными процедурами госрегулирования, административным давлением, высоким уровнем фискальной нагрузки.

Это лишь некоторые из факторов, мешающие развитию бизнеса. Сегодня назрела необходимость пересмотра условий и видов поддержки предпринимательства в республике.

Считаю необходимым усилить ответственность государственных и муниципальных органов власти за развитие малого и среднего бизнеса. У чиновников сегодня есть две основные задачи: с одной стороны, не мешать, с другой — оказывать эффективное содействие в рамках закона. Чтобы не было таких примеров, как в Воркуте, где владелец социальной столовой, который кормит малоимущих, убежден, что контролирующие органы его буквально «кошмарят».

Помощь должна быть оперативной, своевременной и обоснованной. При этом если чиновнику самому нравится заниматься бизнесом, пусть смело уходит в отставку. Но совмещать госслужбу и бизнес, путая, как говорится, свою шерсть с государственной, не получится. 

 

Молодежная политика

 

Ситуация на рынке труда неизбежно влияет и на миграцию населения. Мне не раз приходилось слышать мнение: молодежь уезжает из республики, потому что нет достойной работы. Вопрос: а мы с вами выяснили, почему так происходит, где желает работать наша молодежь, по каким специальностям, какие перспективы для себя видит? Учебные заведения и работодатели должны помогать выпускникам школ в выборе по-настоящему перспективных специальностей. Вузам следует в опережающем порядке работать на подготовку кадров, востребованных экономикой.

Поэтому мы делаем упор на создание в республике опорных университетов: технического и классического. Сейчас как раз формируются заявки на участие наших университетов в программе развития региональных опорных вузов. Это позволит привлечь до 100 миллионов рублей в год на каждый вуз, сохранить талантливых преподавателей и набрать перспективных студентов, полностью обеспечить кадровую потребность региона и крупных компаний.

Впереди большая работа, многие производства, которые уже сейчас расширяются, в скором времени потребуют новых грамотных специалистов. Надо быть к этому готовыми и сделать всё, чтобы вахтовики не занимали рабочие места жителей республики.

Дефицит квалифицированных кадров особенно заметен в сельских районах. Наша задача — создать на селе привлекательные условия для работы. Мы предлагаем на первоначальном этапе отбирать на конкурсной основе высококвалифицированных руководителей и специалистов для работы в сельской местности. При условии соответствия выбранным критериям и целям им будет предоставляться существенная поддержка: от «подъемных» до выделения субсидий при получении ими кредитов на строительство домов. 

 

Нацеленность на инновации

 

Нам надо активнее внедрять передовой опыт, дающий максимальный практический эффект. Примером такого опыта является использование кластерного подхода, то есть соединения конкурентоспособных предприятий научной, производственной и образовательной сферы в целые отрасли по направлениям. А чтобы новые идеи реализовывались эффективно, необходимо модернизировать имеющуюся и создавать соответствующую современную инфраструктуру. Приоритетное развитие получат производство строительных материалов и нефтегазохимическая промышленность. Помимо этого, необходимо направить усилия на развитие лесо-, био- и углехимии. Следует еще раз оценить подходы к предоставлению налоговых преференций для привлечения инвестиций, особенно — якорных и долгосрочных, с учетом их сроков окупаемости и эффективности.

Программа возрождения республики — это портфель конкретных проектов с целевыми показателями, механизмами их достижения и сроками исполнения. Мы с вами должны быть инициаторами преобразований, а не демонстрировать зависимость от внешних обстоятельств. 

 В каждом городе, в каждом районе появятся свои драйверы развития. Мы должны четко понимать, что каждое новое предприятие — это инвестиционная привлекательность республики и расширение производственного потенциала, дополнительные доходы в бюджет и сотни новых рабочих мест. В Сыктывкаре мы планируем строительство завода по производству башенных кранов на базе металлообрабатывающего завода. Рассматривается вопрос о строительстве комбината панельного домостроения. В столице республики есть все условия для создания индустриального парка, в который в том числе войдут керамзитовый завод, лесопильно-деревообрабатывающий комплекс, а они в свою очередь должны быть обеспечены крупным логистическим центром. Реализация этих проектов станет шагом к увеличению объемов жилищного строительства и снижению себестоимости жилья, позволит привлечь инвесторов. Будет создано более 1,5 тысячи рабочих мест. Объем налоговых поступлений оценивается более чем в 70 миллионов рублей в год. Сыктывкар — уже сегодня центр науки и образования, и мы, безусловно, будем делать акцент на развитии инновационного производства и соответствующей инфраструктуры.

«ЛУКОЙЛ-Коми» ведет разработку Ярегского нефтяного месторождения, будет создано новое производство для ввода в эксплуатацию месторождения для добычи углеводородов, а это более 150 новых рабочих мест. Ожидаемые поступления в консолидированный бюджет республики составят более 100 миллионов рублей в год.

Под Ухтой будет построен Ярегский горно-химический комбинат. На период строительства планируется создать более 1,5 тысячи рабочих мест, во время промышленной эксплуатации комбинату потребуется более 2,5 тысяч сотрудников. После выхода на проектную мощность ежегодные поступления налогов в консолидированный бюджет республики оцениваются в объеме 1 миллиарда рублей.

Ведется проектирование для вовлечения в промышленный оборот Пижемского рудопроявления рассыпного титана со строительством горно-металлургического комбината.

Продолжаются работы по проекту глиноземного завода. Потребность в трудовых ресурсах завода — более 700 человек, а на стадии строительства — около 4 тысяч рабочих. Ожидаемый объем налоговых поступлений на этапе строительства — более 120 миллионов рублей. После выхода завода на проектную мощность ежегодные поступления налогов в консолидированный бюджет составят около 2 миллиардов рублей.

В Инте продолжается работа по освоению золотоносного месторождения «Чудное». Это более 100 новых рабочих мест. Ожидаемые поступления в консолидированный бюджет республики составят более 50 миллионов рублей ежегодно.

Большие надежды мы связываем с проектом «Тимано-Печорской газовой компании» по добыче и переработке газа. Предполагается создать до 500 рабочих мест. Всего за период реализации проекта ожидается поступление налогов в бюджеты всех уровней более 25 миллиардов рублей. Эти средства в том числе пойдут и на существенное развитие города Инты и его инфраструктуры.

В Усинске «Северная нефть» ведет работы по обустройству Среднемакаринского нефтяного месторождения, «ЛУКОЙЛ-Коми» — по освоению Восточно-Ламбершойского месторождения. Благодаря этим проектам появится около 500 новых рабочих мест, а плановые поступления налогов в консолидированный бюджет республики составят более 220 миллионов рублей в год.

В Печоре ведется разработка Кыртаельского нефтяного месторождения, инвестиции «ЛУКОЙЛ-Коми» уже составили 29 миллиардов рублей.

В Троицко-Печорске приоритетный проект — строительство завода по производству биоэтанола, потребность нового производства в кадрах — более 100 специалистов. Наряду с уже реализуемыми данный проект выведет Троицко-Печорский район в число лидеров в части развития биохимии и биоэнергетики.

В рамках развития биоэнергетики уже реализованы 11 проектов по производству биотоплива, инвестированы сотни миллионов рублей, созданы сотни рабочих мест. В 2016 — 2018 годах ожидается запуск еще восьми проектов.

Правительство Республики Коми приступило к практической подготовке плана создания на базе городского поселения «Емва» Княжпогостского района территории опережающего развития. Итогом работы будет подготовка проектов развития Емвы и получение на развитие ее инфраструктуры финансирования от федерального Фонда поддержки моногородов — а это уже очень серьезные инвестиции. В ближайшее время будет сформирована проектная команда, которая после прохождения соответствующего обучения займется подготовкой и реализацией проектов развития на территории муниципалитета.

Перспективы развития севера Республики Коми неразрывно связаны с освоением российской Арктики. Транспортная сопряженность городского округа «Воркута» с другими территориями Арктической зоны, его значительный природно-ресурсный потенциал, а также реализация в ближайшей перспективе крупных инфраструктурных проектов позволяют считать Воркуту надежной базой, способной обеспечить достижение стратегических целей и решение основных задач государственной политики России в Арктике. На территории Воркуты планируется реконструкция действующего аэропорта, строительство стратегических военных объектов. Наша задача — интегрировать интересы воркутинцев в реализацию арктических проектов, обеспечить их занятость, создать условия для повышения их квалификации и переподготовки. Нами предложено Правительству России начать прокладку волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) вдоль берега Северного Ледовитого океана с отводами на населенные пункты приарктической зоны, а также размещением вдоль арктического шельфа сети высотных телекоммуникационных платформ. Это даст возможность реализации  ысокотехнологических проектов на территории сухопутной части Арктики, включая город Воркуту, с привлечением местного населения.

Для лесных районов приоритетом является модернизация лесной и деревообрабатывающей отраслей в направлении более глубокой переработки древесины на территории республики. Непременные условия здесь — воспроизводство вырубленного леса и пресечение деятельности «черных» лесорубов. Реализуемые на сегодняшний день инвестиционные проекты в лесоперерабатывающей промышленности позволят в ближайшее время создать более 1000 новых рабочих мест.

Наша проектная цель в этом направлении — создание лесопромышленного кластера, который объединит усилия производителей в разработке сложных инфраструктурных проектов. Общее развитие отрасли даст возможность в ближайшие пять лет в 4 раза увеличить численность работников, занятых в лесной, деревообрабатывающей и лесовосстановительной сферах.

У республики хороший потенциал для развития сельского хозяйства. Мы можем и должны сами себя прокормить. Безусловно, нужны инвестиции. Необходимо построить новые современные животноводческие комплексы, провести реконструкцию имеющихся, восстановить десятки тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий. До 2020 года планируется к реализации десятки инвестпроектов по производству сельскохозяйственной продукции с общим объемом инвестиций более 12 миллиардов рублей.

Это строительство животноводческого комплекса на 1200 голов крупного рогатого скота в селе Пыёлдино Сысольского района, фермы на 1200 голов в поселке Гуляшор Прилузского района, телятника на 300 голов в Корткеросском районе, фермы на 400 голов в селе Богородск и животноводческого комплекса на 500 голов в селе Нившера Корткеросского района. Продолжится модернизация свиноводческого комплекса на птицефабрике «Зеленецкая». Планируется строительство овощехранилища на 3200 тонн.

Подписано соглашение о строительстве тепличного комплекса для круглогодичного выращивания экологически чистых овощей в Емве. Бюджет проекта — более 9 миллиардов рублей, ввод в эксплуатацию первой очереди запланирован на 2017 год. Строительство комплекса позволит обеспечить рабочими местами более 400 жителей Княжпогостского района. Суммарный объем производства огурцов и томатов тепличного комплекса к 2020 году составит порядка 25 тысяч тонн в год, зеленых культур — 2,7 тысячи тонн. Это существенный, почти десятикратный рост! Сегодня в республике валовой сбор овощей с защищенного грунта составляет 2,9 тысячи тонн.

Задачи в области жилищной сферы

 

Еще вчера по реализации программы переселения из ветхого и аварийного жилья наша республика называлась в числе аутсайдеров, и это мягко сказано.

Наведение порядка и вхождение в график строительства — задача номер один, которую я обозначил на первой нашей встрече с вами и на первом совещании с правительством. В результате только за пять месяцев (с октября по февраль) нам удалось ввести почти половину от объемов, которые были построены за три предыдущих года.

Переселено свыше 2,5 тысячи человек из 42 аварийных многоквартирных домов. Всего же в программе переселения принимают участие 17 муниципальных образований республики, в которых будут переселены более 8,5 тысячи граждан из 776 многоквартирных домов.

Сегодня мы жёстко и очень предметно работаем с застройщиками. По всем выявленным отклонениям мы предъявляем требования об устранении и делаем то, чего не делали раньше, — контролируем работу строительных компаний и муниципалитетов.

Мы планируем принять участие в федеральной программе «Жилье для российской семьи», в отборе проектов по обеспечению земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой, что позволит получить софинансирование программы жилищного строительства из федерального бюджета.

Отдельная и острая проблема — это обеспечение жильем детей-сирот. На сегодняшний день — сотни решений судов в отношении этой категории, нуждающейся в жилье. Такая ситуация недопустима! Уже в этом году будет выделено 300 миллионов рублей бюджетных средств на исполнение судебных решений, что в 2 раза больше, чем за предыдущие два года. Предупреждаю о персональной ответственности руководителей муниципалитетов за полное и целевое использование данных средств. Также хочу обратить особое внимание социальных служб на необходимость следить за судьбой детей-сирот, получивших жилье, чтобы оберегать их и исключить риски возможной потери жилья.

 

Обновление и очищение ЖКХ

 

Сегодня руководители муниципалитетов часто сетуют на большое количество проверок в сфере ЖКХ. Но при этом в 2015 году только 11 из 35 муниципальных образований, включая районы, городские округа и городские поселения, были должным образом готовы к зиме. Как следствие, этой зимой было зафиксировано почти 500 технологических сбоев и инцидентов в работе систем коммунальной инфраструктуры. И только жесткие меры, принятые правительством, позволили существенно снизить их количество по сравнению с прошлым отопительным сезоном.

Еще одна проблема связана с недобросовестными управляющими компаниями, которые собирают платежи с населения, после чего искусственно банкротятся. Они в прямом смысле залезают в народный карман, не оплачивают услуги снабжающих организаций, которые потом через суды вышибают деньги из муниципалитетов. Такие компании из разряда «Рога и копыта» ежегодно меняют названия и продолжают по уже отработанной схеме грабить граждан и бюджеты городов и поселений. Продолжение этой порочной практики считаю недопустимым! Лицензирующий орган должен обладать действенным механизмом контроля. Необходимо повысить ответственность за выдачу и пролонгацию лицензий, исключив возможность наживаться недобросовестным компаниям и мошенникам, стоящим за новой фирмой-однодневкой.

Необходим жесткий государственный контроль в сфере ЖКХ! С этой целью в республике создается единый республиканский расчетный центр. Его задачи: внедрение единой актуальной базы данных по всем абонентам; своевременное, прозрачное расщепление платежей между поставщиками жилищно-коммунальных услуг; повышение уровня сборов платежей за жилищно-коммунальные услуги; уменьшение и, как следствие, ликвидация задолженности за потребленные энергоресурсы.

Уже в июне этого года проект будет внедрен на базе «пилотных» территорий, а к концу года обеспечен полный охват всех ресурсоснабжающих организаций на территории республики. К июню 2017 года в единую систему расчетов будут интегрированы все управляющие компании.

Для осуществления масштабных инвестиционных проектов и контроля над тарифами мы объединяем разрозненные региональные и муниципальные активы в единую структуру. Повышая эффективность коммунального комплекса за счет организации управления, мы хотим решить застарелую проблему бесхозных коммунальных активов, что в свою очередь позволит снизить бюджетные расходы и привлечь инвестиции. А главное — оказывать жителям республики коммунальные услуги надлежащего качества. При этом в ближайшие пять лет доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не будет превышать 10 %!

Отдельно хочу отметить важный для всех нас вопрос качества питьевой воды. Программа антикризисных мер в жилищно-коммунальном хозяйстве республики позволит в ближайшие 5 лет довести обеспеченность домовладений качественной питьевой водой с нынешних 65 до 100 %.

Для модернизации систем коммунальной инфраструктуры мы также будем привлекать средства Фонда содействия реформированию ЖКХ и использовать механизмы государственно-частного партнерства.